Май 2018

Наталья Глумова

Тюмень в мусорном кольце

Президент Владимир Путин на днях поручил вновь назначенному правительству страны разработать национальный проект в сфере экологии. В числе главных задач – ликвидировать к 2024 году все выявленные к 1 января 2018 года несанкционированные свалки. В Тюменской области выполнить поставленную задачу быстро, просто взяв под козырек и раздав подзатыльники «ответственным лицам» на местах, не получится. Почему так, и какие шаги для искоренения проблемы необходимо предпринять? В ситуации разбирался NB Life.
Тюмень в мусорном кольце

Не только загрязняют, но и травят

В регионе сложилась весьма непростая экологическая ситуация. Растет количество вновь выявленных несанкционированных свалок. Те, кто летал на вертолете над Тюменской областью, уверяют, что их видно с высоты птичьего полета. И чем ближе к Тюмени, тем больше мусора… Только за последние 1,5 года нелегальных свалок обнаружено в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка» более 120! О наличии еще 173 сообщал губернатор Тюменской области Владимир Якушев в 2017 году. Он также подчеркивал, что за 5 лет (с 2012 по 2017 годы) в регионе было ликвидировано 154 несанкционированных места захоронения твердых бытовых отходов (ТБО). Сейчас проводится рекультивация свалки вблизи деревни Посохова, в планах – расширение деятельности в этом направлении. 

407
 – таково число только санкционированных свалок в Тюменской области

Проблема в том, что полностью избавиться от несанкционированных  свалок пока не удается, как и взять ситуацию под контроль. Элементарная арифметика показывает, что для того чтобы разгрести накопившиеся завалы нужно ежегодно ликвидировать как минимум по 50-60 нелегальных залежей ТБО. Плюс – всегда быть готовым к новым ЧП.
К примеру, текущий 2018 год был ознаменован выявлением двух случаев нелегитимного сброса ядохимикатов. Один – в Тюменском районе, где из теплиц в районе деревни Нариманово на протяжении нескольких месяцев сбрасывались стоки с тысячекратным превышением концентрации ряда вредных веществ в мелиоративные каналы, связанные с ближайшим озером и рекой Турой. На расчистку загрязненных марганцем, кабальтом, свинцом и другими вредными веществами участков компания «Тюмень Агро», допустившая сброс, потратила более 10 млн рублей. Но говорить о том, что это ЧП не принесет природе последствий рано – компания извлекла пропитанный вредными веществами розовый лед и вывезла на свалку, а осели ли ядохимикаты в земле, еще предстоит выяснить. 

Место, где сливались канцерогенные отходы

Второй вопиющий случай зафиксирован на берегу реки Туры на двух участках, выделенных под многоэтажную застройку, в 300 метрах от улицы Алебашевской. Здесь, как выяснилось, токсичные отходы 1 класса опасности, в том числе полихлордифенилы, из отработанных аккумуляторов нелегально сливали омские дельцы в компании местных подельников. Ориентировочная сумма ущерба – 137 млн рублей. Ликвидировать последствия преступной деятельности в данном случае прокуратура обязала нынешних владельцев земли – строительные компании «Снегири» и «Запсибинтерстрой», которым перед застройкой необходимо будет доказать, что земельные участки полностью свободны от ядов. 450-500 тысяч тонн твердых бытовых отходов ежегодно образуется на территории Тюменской области. 99% из этого количества – отходы IV и V классов опасности

На мосту в створе улиц Профсоюзной и Алебашевской, буквально в трех сотнях метрах от двух земельных участков, где несколько лет нелегально сливались канцерогенные отходы, есть надпись – «Плохиш». Слово на боковой части мостового перекрытия наверняка написали подростки, но оно в полной мере отражает ситуацию. Именно по вине отдельно взятых лиц, желающих сэкономить на бензине, плате за складирование отходов на официальных полигонах и т.д., в Тюменской области разрастаются несанкционированные свалки. Ситуацию контролируемой назвать сложно.  Ликвидируются одни очаги, тут же появляются другие.

«Генеральная уборка»

В Тюменской области только санкционированных свалок – 407. Очевидно, что нелегальных на порядок больше, но не все они выявлены и учтены. Как рассказал NB Life координатор от ОНФ (Общероссийский народный фронт) проекта «Генеральная уборка» в Тюменской области Сергей Сахаров, на сегодняшний день от жителей региона поступил 121 сигнал о несанкционированных свалках. Большинство из них – из Тюмени и Тюменского района. Но это, по его мнению, вовсе не означает, что в других районах области меньше мусора, просто жители областного центра проявляют большую активность. 137 млн рублей составил ущерб от токсичных отходов 1 класса опасности, которые сливали омские дельцы на берегу реки Туры недалеко от ул. Алебашевской

Напомним, проект «Генеральная уборка», в рамках которого составляется общероссийская «Карта свалок», был создан по результатам обсуждения проблемы незаконного складирования ТБО  в России на «Форуме действий» ОНФ в 2016 году. По итогам форума президент России выступил за создание общественной интернет-карты, на которой любой пользователь мог бы обозначить незаконную свалку или полигон и оставить об этом свое сообщение. Стартовал проект в феврале 2017 года во всех регионах России, в Тюменской области эту работу с первых дней запуска проекта курирует Сергей Сахаров.

Причем активисты ОНФ не только выявляют болевые точки, но и предпринимают всевозможные усилия для наведения порядка на проблемных территориях. Он рассказал о нескольких подобных случаях и подчеркнул, что все зависит от людей.

– Весной прошлого года к нам поступил сигнал из Абатского района о том, что там возле районного центра образовался большой несанкционированный полигон отходов на землях сельхозназначения. На наше обращение оперативно среагировали местные власти, глава района организовал субботник, на который вышли более 200 человек, было собрано порядка 800 мешков мусора с 48 гектаров земли. Это хороший результат, – говорит Сахаров. – Еще одна большая свалка была обнаружена активистами ОНФ в прошлом году вблизи деревни Речкина Каменского муниципального образования Тюменского района. Здесь во время рейда был зафиксирован автомобиль, с которого сгружали строительный мусор, вся информация по нарушителю передана в соответствующие инстанции. Ситуацию усугублял тот факт, что свалка находилась под высоковольтными проводами ЛЭП и «дымила». Было проведено несколько встреч с представителями администрации Тюменского района и МЧС. Доступ к свалке перекрыли, поставили запрещающие знаки, выделили финансирование. Сегодня уже заключен контракт на ее ликвидацию. В деревне организован вывоз мусора. Этот случай запомнился, так как тут тоже есть хороший положительный результат.

На месте старых появляются новые

Но, к сожалению, далеко не всегда власти так быстро реагируют. Из всех поступивших на интерактивную карту сигналов за время существования проекта на текущий момент ликвидировано всего 35 свалок. В большинстве случаев на рекультивацию требуется дополнительное финансирование, поэтому планы по ликвидации мест скопления мусора откладываются до лучших времен. В подобных ситуациях активисты требуют назвать ориентировочные сроки устранения проблемы и настаивают, чтобы до момента появления средств были предприняты элементарные организационные меры – поставлены заградительные блоки, ограничивающие доступ возчиков, установлены запрещающие знаки, предупреждающие об административной ответственности за сброс мусора, проведен субботник.

– Очень часто несанкционированные свалки образуются у дорог, в лесах, на береговых склонах, в безлюдных местах. Как правило, это бытовой и строительный мусор, но были случаи, когда в процессе рейда фиксировали слив жидких бытовых отходов. Есть сигналы из города, когда вокруг мусорного бака прямо на контейнерной площадке складируется мусор, в близлежащих канавах и месяцами не вывозится или вывозится частично. Из городов (Тюмень и Тобольск) много сигналов о мусоре в гаражных кооперативах или возле них, – рассказывает Сергей Сахаров. – В числе недавно выявленных и еще действующих – свалки возле с. Успенка Тюменского района (на границе со Свердловской областью), ряд мелких свалок вдоль реки Курдюмка в Тобольске, свалка в районе д. Шашова Упоровского района, а также в районе д. Черная Упоровского района, несколько помоек вблизи психоневрологического диспансера и п. Винзили Тюменского района. Мы проверяем участки, очищенные от мусора в рамках ликвидации свалок, и, случается, что на месте недавно ликвидированной образуется новая. Это бывает, когда дорога «наезжена» и не были предприняты дополнительные меры для ограничения доступа. 

35 свалок ликвидировано за время существования проекта «Генеральная уборка»

Сообщить о свалке в ОНФ может любой гражданин. К обращению необходимо приложить фото- или видеоматериалы, указать точное месторасположение объекта, уточнить свою готовность лично принять участие в мероприятиях по ликвидации данного объекта.

Какие шаги нужно предпринять?

Впрочем, если говорить о проблеме образования нелегальных свалок, то она куда глубже, чем кажется и свидетельствует о непродуманности существующей политики в области обращения с отходами. Сегодня мусор на свалку принимают на коммерческой основе, санкционированный полигон находится далеко от города, поэтому некоторые возчики считают, что им выгоднее вывалить мусор в ближайший лесок… Тем более, что доказать причастность конкретного лица к образованию той или иной кучи мусора крайне сложно, чем безответственные граждане и пользуются.

Если бы причастность к несанкционированной свалке гарантировала неотвратимость наказания, ситуация наверняка бы кардинально изменилась.  Можно, к примеру, все выезды из города и съезды на «проселочные» дороги оборудовать камерами видеонаблюдения (с учетом того, что в городе действует система «Безопасный город», появление еще нескольких десятков камер не составило бы большой проблемы), а также обязать оснащать все грузовики и автомобили с кузовами большой вместимости и прицепами навигационными системами отслеживания маршрута.

Можно добавить и финансовые стимулы – не брать деньги за принимаемый на свалку мусор, а наоборот – платить возчику за его доставку. Возможно, в этом случае среди них нашлись бы желающие вывезти мусор из леса.

Что касается мусоросортировочного завода, который, как ожидается, начнет свою работу уже к концу этого года, то эксперты пока не спешат возлагать на него большие надежды.

– В мире работают мусоросжигательные заводы, позволяющие полностью избавляться от непригодных для переработки отходов, у нас же пока речь идет лишь о сортировке мусора и захоронении на полигоне того, что не годится как вторичное сырье. То есть, по сути, в лучшем случае, мы лишь сократим объемы мусора, поступающего на полигон, а хотелось бы принципиально решить проблему и перенять передовой опыт, – рассуждает Сергей Сахаров. –  Думаю, это только первый серьезный шаг вперед, который позволит нам в перспективе внедрить еще более инновационные решения. В мире достаточно широко практикуется раздельный сбор мусора домохозяйствами. Люди учатся этому с детства. В этой связи хочу отметить еще один момент, без которого нам не добиться изменения ситуации в сфере обращения с отходами. Это воспитание. Нужно с детства учить детей раздельному сбору мусора и бережному отношению к природе, желательно – на собственном примере. Ведь чисто, как известно, не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Комментарии общественников

Павел Ситников,
экогид:

– В Тюменском районе очень мало чистых лесов. Почти все – захламлены мусором. За исключением, пожалуй, небольшого участка леса в районе археологического музея-заповедника и некоторых частных территорий, огороженных заборами. Обычно я вожу экотуристов в отдаленные от больших городов районы, где редко ступала нога человека и еще встречаются занесенные в Красную книгу растения и животные. Но даже там мы натыкаемся на поляны, заваленные бытовым мусором, который оставили поле себя другие «любители отдыха на природе».

Не хочется думать, что свинство – наша национальная черта, но, просто прогулявшись по лесу, понимаешь, что убирать за собой российские туристы не любят. Нужно воспитывать людей… Мы всегда берем с собой мешки и увозим из леса не только свой мусор, но и тот, который собираем по пути.

   
Альберт Фахрутдинов,
председатель комиссии по охране
окружающей среды
и экологическому воспитанию
Общественной палаты Тюменской области:

– Ситуация с несанкционированными свалками в Тюмени и области очень непростая. Они есть даже в черте города. Почти все земельные участки, выделенные 10-15 лет назад под строительство, и не освоенные собственниками или арендаторами, превращаются в замусоренные пустыри, где скапливается бытовой и строительный мусор.

За примерами далеко ходить не нужно – загляните за ограждения на пустующие участки в центре города и вы увидит все сами. Это территория бывшей гостиницы «Заря» на перекрестке улиц Первомайская – Володарского, территории бывших станкостроительного и машиностроительного заводов… В Заречном микрорайоне на площадке, выделенной под строительство торговых объектов на участке между озером Алебашевским и рекой Турой, образовалась обширная свалка строительного и бытового мусора. Много несанкционированных свалов в ленных массивах, не имеющих официального статуса городских лесов,  в пригороде – в районе Метелево, Антипино, у Тараскуля, за Верхним Бором.

Юлия Кондинкина,
экоактивист, основатель и руководитель
движения «Зеленый хоровод»:

– Мы регулярно проводим субботники, очищаем леса от мусора, высаживаем деревья в жилом секторе, объединяем всех неравнодушных к идеям экологии граждан. В прошлом месяце проводили субботник в Городищенском логу, который находится в историческом центре Тюмени. Собрали больше 10 мешков мусора, находили даже кем-то выброшенный компьютер и холодильник…

В прошлые выходные в очередной раз организовали субботник в лесном массиве на Червишевском тракте. Здесь очень много свалок. В районе Тараскуля есть свалка строительного мусора площадью в несколько гектаров. Здесь и старые диваны, и обломки деревянных строений, хлам…

В районе стрельбища МВД на достаточно обширной территории образовался мусорный полигон. Причем там не только бытовой мусор, но и останки животных – собак, кошек, баранов, оленей…

В районе Антипино в заброшенный карьер на протяжении многих лет несанкционированно сливают жидкие коммунальные отходы. Причем везут сюда их не только из коттеджных поселков, находящихся в черте города, но и из близлежащих малых населенных пунктов по Старотобольскому тракту. Делали запросы, нам чиновники обещали провести рекультивацию, но доступ к карьеру до сих пор не ограничен и его продолжают использовать как несанкционированную точку слива ЖБО.