Июль 2018

Елена Сидорова

По кому ударит повышение НДС?

Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в России будет поднята с 18 до 20% с 1 января 2019 года. Об этом в июне заявил глава правительства Дмитрий Медведев. Считается, что эта мера даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. ежегодно, начиная с будущего года. Средства помогут профинансировать «национальные цели развития», определенные майским указом президента. Правда, не уточняется, как повышение НДС отразится на потребительских ценах. А что об этом решении правительства думают представители тюменского делового сообщества?
По кому ударит повышение НДС?
Евгений Семеняко_150.jpg
Евгений Семеняко,
сопредседатель регионального штаба ОНФ
в Тюменской области,
генеральный директор
ОАО «Тюменнефтеспецтранс»:

–  Я думаю, повышение НДС приведет только к большому скачку цен практически на все, а также к росту инфляции. И в сегодняшней ситуации это решение выглядит более чем странно. К тому же повышение на 2% – очень много. Мы сегодня не стали больше зарабатывать.

Да, Министерство финансов обозначило, что эта мера даст бюджету дополнительные деньги. Но государство их может заработать и иным путем, включив другие механизмы. Например, заняться самозанятыми гражданами. Ни для кого не секрет, что у нас 40% трудоспособного активного населения вообще не платит никаких налогов, не находится в налоговом поле.

Так, я занимаюсь бизнесом, у меня компания среднего уровня для региона, я плачу налоги. И налоговый орган знает обо мне все, как и должен о любом гражданине. Но почему-то самозанятым лицам не задают элементарного вопроса: на какие деньги они покупают квартиры и машины? И ведь если завести в налоговое поле тех людей, кто не платит налоги, можно уже значительно пополнить бюджет. Поднять НДС – проще всего, думать не надо. Но это неконструктивно, неэффективно и приведет к большому кумулятивному эффекту.

Евгения Альберт_150.jpg
Евгения Альберт, 
собственник ООО Страховой советник
«Брокеръ»:

– Повышение НДС правительству необходимо, как один из инструментов пополнения бюджета, дабы воплотить в жизнь амбициозные новоиспеченные планы и указы ВВП. И ведь здорово, с одной стороны, на экране он вещает о светлом будущем, и люди верят, только большинство не осознает, что достижение сего будет за их же счет. При повышении НДС неизбежно вырастет стоимость товаров и услуг, особенно сильно это будет ощутимо для группы товаров, на которые до реформы была льготная ставка в 10%.

Увы, но как и пенсионная реформа, данное решение тоже в большей степени бьет по простым смертным. Покупательская способность уже на сегодня значительно снизилась, а в дальнейшем ситуация может только ухудшиться. Пусть не одномоментно, но ряд предпринимателей неизбежно начнут либо урезать свой бизнес, либо совсем закрывать.

По факту в одном месте прибыло, а в другом однозначно убудет. И на качестве жизни населения никак в лучшую сторону это не отразится. Причем весь негатив от простых обывателей будет обращен именно на предпринимателей. Слабо похоже на поддержку развития бизнеса, в том числе среднего и малого, о которой периодически нам громко заявляют сильные мира сего.

Юрий Клименко_150.jpg
Юрий Клименко,
руководитель Тюменской областной
детско-юношеской общественной
организации «Грани»:

– Прежде всего, на 100% это коснется простых людей – пенсионеров и малоимущих, потому что повышение НДС повлечет за собой рост цен на все продукты, особенно первой необходимости. Минимум на 10-15%. При этом повышение заработной платы на 4% – это минимум. Почувствуют ли его на себе те, кто получает 5-10 тысяч рублей?

У меня из всех детей, которыми я занимаюсь, процентов 70 не могут позволить себе ездить со мной за деньги. При увеличении НДС и с ростом цен на продукты, бензин и т.д. их станет еще больше. Недавно состоялась встреча партнеров благотворительного клуба «Попечители города Тюмени», которые за один вечер выложили крупную сумму денег на социальные проекты. Я за счет этих средств могу взять 11 детей и свозить их на Урал. Но станут ли они помогать нам после того, как произойдет повышение НДС? И сколько могут попечители исполнять роль государства?

В 90-е гг. был такой закон, что 2% от прибыли человек мог пустить на благотворительность, и только после этого платить налоги. Сейчас этого нет, но хотелось бы, чтобы бизнесмен решал сам, куда потратить проценты, которые он заработал.

Татьяна Леонгард_150.jpg
Татьяна Леонгард,
руководитель
ООО «Аквамин-Технологии»:

– Несмотря на то, что Госдума одобрила в первом чтении поправки в части повышения с 2019 года ставки НДС с 18 до 20%, представители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали против, и я с ними полностью согласна.

Правительство заявляет, что это решение принесет бюджету дополнительно 620 млрд руб. в год, при этом не представив расчет экономического обоснования и элементарный анализ возможных рисков, кроме оценки влияния на инфляцию. Все эти действия Правительства РФ в очередной раз демонстрируют прямое противоречие «майским» указам президента, в числе которых: обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, формирование глобальных конкурентоспособных, экспортно-ориентированных несырьевых секторов и ряда других поручений.

Вместо того чтобы усугублять нынешнее положение, нам нужно искать решения, способные оказать поддержку субъектам малого и среднего бизнеса. Разделяю предложение первого зампреда комитета по промышленности Валерия Гартунга («Справедливая Россия»), который предложил рассмотреть альтернативный вариант налоговой реформы – отменить возврат НДС экспортерам сырья. Разница между этими законопроектами в том, что в правительственном варианте налоговая нагрузка ляжет на плечи обрабатывающих отраслей и простых граждан, а в альтернативном варианте – на сырьевиков.