Апрель 2019

Светлана Таран

из личного архива Е. Нагоричной (Санниковой)

Быть артистом – это не для всех

Елена Нагоричная (Санникова) поет в Тюмени уже более 20 лет. Она не считает себя суперзвездой и уверена, что в регионе нет шоу-бизнеса. Тем не менее, с удовольствием занимается любимым делом и заявляет, что в Тюмени можно снять клип мирового уровня. Свое будущее Елена видит в продюсировании. О том, как сегодня раскрутиться артисту, можно ли обойтись без продюсера, и почему прохладно относится к шоу «Голос», она рассказала NB Life.
Быть артистом – это не для всех
Елена Нагоричная родилась в 1978 году в деревне Юрминка Аромашевского района, училась в Тюмени в школе № 15, закончила тюменский государственный университет по специальности лингвист, факультет романо-германской филологии. Замужем, воспитывает двоих сыновей. Живет и поет в Тюмени.

– Есть ли рецепт, как девушке из провинции с хорошими вокальными данными стать звездой?

– В настоящий момент нельзя сказать, что я «на Олимпе славы». Живу и работаю в Тюмени, попытаюсь гипотетически порассуждать на эту тему. В то время, когда я начинала, не было интернета, и вся индустрия строилась на сильных звукозаписывающих компаниях и связях. У меня всегда была высокая планка и желание делать все супер. Без старших товарищей стать звездой мало кто мог и может. Тогда, конечно, нужно было уезжать, но я была не готова.

– Большинство молодых исполнителей, как правило, не имеют собственного репертуара и вынуждены перепевать чужие хиты. Можно ли пробиться при такой ситуации?

– Исполнение кавер-версий – это путь в проекты и на различные кастинги исключительно для того, чтобы тебя заметили. Все, конечно, мечтают о продюсере, о том волшебнике, который и будет делать звезду. Без продюсера или лейбла известной компании, увы, никак. Ведь находясь на творческой волне, мы не способны оценить объективно себя, состояние и спрос музыкального рынка, индустрии как таковой, ну и, тем более, качественно упаковывать и продавать. Безусловно, и из этого правила есть много исключений, но миру они мало известны. Все-таки, основной пласт «Звезд» созданы и «раскручены» крупными Record Labels.

Серьезные компании смотрят далеко вперед и начинают работать с исполнителем, лишь оценив долгосрочную перспективу. Конечно, контрактная система жесткая, но жалеть артистов неправильно, они работают ради карьеры и прекрасно понимают это. Артист – это всего лишь верхушка айсберга. Вся огромная машина, работающая на него, спрятана, зритель ее не видит. Это целый штат, в котором должны быть пробивные и очень креативные люди, чтобы исполнитель мог успешно записывать альбомы, участвовать в различных коллаборациях и при этом быть ни на кого не похожим. Работать сегодня можно не на одну целевую аудиторию. Важно еще на старте понимать: быть артистом – это не для всех, отдавать себя без остатка людям – дано не каждому.

– Почему-то принято считать, что наиболее талантливые уезжают в столицу, а менее талантливые остаются жить и работать здесь. Это так?

– Я живу с этим вопросом уже больше двадцати лет. Все потому, что в Тюмени не существует шоу-бизнеса. Спеть для гостей на мероприятиях – это не шоу-бизнес. Но ведь это не означает, что я менее талантлива, так? У нас самостоятельные карьеры строят люди, которые создают большие коллективы, в основном, танцевальные. Что касается пения, то здесь тухляк полный. Те, кто поет на публику – спасибо, что они вообще есть.

Я делю музыку на две категории. Первая – для развлечения, вторая – для восхищения. Одна про желание, другая про талант. Сегодня стало модно учиться петь, и это не так сложно, как кажется. Вот быть артистом вокального жанра – совсем другое! Надеюсь, в будущем у нас появятся не только «вокалисты», но и настоящие артисты, герои наших сердец.

СПЕТЬ ДЛЯ ГОСТЕЙ НА МЕРОПРИЯТИЯХ – ЭТО НЕ ШОУ-БИЗНЕС


– Как относитесь к возможности заявить о себе и выстроить дальнейшую карьеру, участвуя в таких телевизионных проектах, как, например, «Голос»?

– Прохладно. Я четыре раза подавала заявки для участия в этом шоу. Не получила никакого ответа вообще. Даже песню специально написала. Очевидно, все, что связано с телевизионными шоу, – это большой бизнес. Но у проекта есть только один победитель, и именно ему достается «контракт в неизвестность».

Стоит учитывать и вкусы аудитории первого канала, а это люди 60 плюс. И понятно, как голосуют такие зрители. Кроме этого, попадая в проект, нужно иметь далеко идущие планы, чтобы потом попытаться выпрыгнуть из него и двигаться дальше самому. Большинство же участников подобных планов не имеют, они просто хорошо поют.

– Почему столичные продюсеры не хватают талантливых участников таких шоу с руками и ногами?

– Их карточные домики уже столь велики, что новое звено для них, скорее, лишнее. А молодых продюсеров, которые готовы использовать телевидение для продвижения своих проектов, все меньше. Телевизор – это уже прошлый век. Рулит интернет и в первую очередь YouTube. Я, например, уже лет десять живу там. Никакие телевизионные рейтинги с ним сегодня не сравнятся. Клипы модных мировых звезд на YouTube имеют миллиардные просмотры. Те, кого показывают по телевизору, таким количеством похвастаться не могут. И еще следует учитывать, что объединение людей посредством сетей происходит преимущественно у молодежи. Если двигаться вперед в будущее, то без интернета успех невозможен. К тому же, сегодня существуют различные фандрайзинговые* ресурсы и конкурсные сайты. Например, такие есть у американцев. Если ты им понравишься, то под тебя там найдут и деньги, и клип помогут снять, и обеспечат менеджмент. Артисту нужен продающий менеджер, способный правильно все «упаковать».

Я ДЕЛЮ МУЗЫКУ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ. ПЕРВАЯ – ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ВТОРАЯ – ДЛЯ ВОСХИЩЕНИЯ. ОДНА ПРО ЖЕЛАНИЕ, ДРУГАЯ ПРО ТАЛАНТ


– Сегодня вы не только певица, но и продюсер. Кого и что продюсируете?

– В этом я вижу большое будущее, хотя не считаю себя полностью реализованным артистом. Пока еще мало что продюсирую, все потому, что нет у меня для этого необходимого финансового ресурса и «бэк офиса», имея которые, я могла бы свободно творить. Я иду к этому. Сегодня я сотрудничаю с людьми, которые хотят что-то сделать и делают. Например, в этом месяце продюсирую несколько номеров для благотворительного концерта «Шаг на сцену», следом пойдут постановки номеров для фестивалей, подготовка еще одного большого детского концерта, запуск каналов для Youtube и выпуск своих новых песен.

СЕГОДНЯ В ТЮМЕНИ МОЖНО СНЯТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ КЛИП МИРОВОГО УРОВНЯ


– Какая часть работы доставляет наибольшее удовольствие?

– Все-таки творческая. Было бы прекрасно, если бы рядом был кто-то думающий и про деньги. Это моя мечта. Мне кажется, я столько могла бы сделать классного, имея финансовую поддержку. Поверьте, сегодня и в Тюмени можно снять качественный клип мирового уровня.

– Есть ли в Тюмени талантливые исполнители? Почему мы их не знаем?

– Не берусь давать оценку кому-либо. Раньше легко всех оценивала и не всегда позитивно. Сейчас понимаю, какой труд за всем стоит. Исполнители в Тюмени работают в разных стилях и направлениях, но конкуренции все равно нет. Никто не занимается личным пиаром, не делает шоу. Завоевать внимание публики я могу только своим продуктом. Вот напишу новую песню, сниму и выпущу клип, тогда ко мне проявят некоторый интерес СМИ, радиостанции. Кстати, здесь мне почти никогда не отказывали. Но монетизировать свои проекты – это другая история. И еще, творческий человек всегда не уверен в себе, уязвим, ему, конечно, нужны поддержка и признание. А нам зачастую обратную связь получить неоткуда. Жаль, что в Тюмени нет какого-нибудь масштабного фестиваля или вокального конкурса. Тогда бы люди узнали, что у нас в городе есть свои «Звезды». И у исполнителей было бы больше креативного стимула.

– Поете ли вы для себя?

– Скорее мурлычу. Сейчас больше слушаю и смотрю.           

– А своим детям?

– Да. Мои мальчики знают, что их мама певица, вероятно, поэтому ревниво относятся к моему пению. На концертах до сих пор могут выбежать, обнять за ноги, пытаясь не пустить петь дальше (улыбается). Они оба очень артистичны.

– Как вас изменило материнство?

– С рождением детей жизнь меняется кардинально, и быть к этому полностью готовой невозможно. Иногда ухожу в себя и в свои мысли, готовя детям еду. Но при этом теперь еще больше думаю о будущем и не позволяю себе сдуваться.

*Фандрайзинговый – предполагающий добровольные пожертвования.