Март 2018

Валерия Абилькенова

Что нас ждет после выборов?

«Что нас ждет после выборов? Ничего особенного», – вот так коротко и почти не раздумывая, отвечали мои собеседники на вопрос в начале разговора. Казалось бы, беседу можно и не продолжать. Но за словом «ничего» у каждого – свое ожидание. Своим мнением о будущем страны с NB Life поделились тюменские политологи и бизнесмены.
Что нас ждет после выборов?

Операция «Преемник»


Александр Безделов, тюменский политолог

– Ничего кардинально не изменится. Ситуация предсказуема: не будет ни смены правительства (может, по отдельным министрам), ни изменений в законодательстве, в губернаторском блоке, ни в качестве жизни обычного человека. Все как после прошлых выборов. Не стоит ожидать перемен.

Несмотря на то, что «рядовые граждане чего-то нового практически не заметят», Лев Березин, старейший тюменский политолог, считает, что «новая черточка в жизни страны» или «увлекательная игра, растянутая на 6 лет» все же появится: «президент будет заниматься проблемой преемника (даже в том случае, если решит остаться, изменив «под себя» Конституцию)».

Лев Березин, тюменский политолог
– Учитывая, в какой степени Россия зависит от процессов, происходящих в Кремле или около него, от подковерной борьбы политико-экономических кланов (пресловутых «кремлевских башен»), проблема преемника затронет все сферы жизни общества, все слои населения и все регионы страны, – предполагает Березин. – Причем этот процесс начнется уже 19 марта, когда встанет вопрос о формировании правительства очередного президентского цикла. Из того, какой вид примет это правительство, мы поймем очень многое:

– в какой степени президент намерен реально исполнять данные в Послании обещания, и какие из них в первую очередь; Президент будет заниматься проблемой преемника (даже в том случае, если решит остаться, изменив «под себя» Конституцию)

– какие из целого ряда острейших проблем страны (международная изоляция – политическая, финансовая и технологическая; стагнация экономики и падение внутреннего спроса; обнищание населения; демографический кризис; коррупция; острейший инфраструктурный дефицит – транспортный, инженерный и социальный; деградация человеческого потенциала и т. д. и т. п.) он считает главными;

– на какие общественно-политические силы он намерен опереться (старые или какие-то новые);

– каков будет статус премьера правительства очередного президентского цикла – технический, как сейчас, или политический, с прицелом на преемника;

– каков будет политико-экономический статус регионов и критерии успешности их менеджмента.

Что ожидать жителям Тюмени? По мнению Льва Березина, «в рамках формирования нового правительства Тюмень может лишиться своего губернатора. Это, конечно, не катастрофа, но Владимира Якушева нам всем будет еще долго не хватать. В плане увековечивания своего имени в истории России президент может захотеть перекройки административно-политической карты страны. И тогда прости-прощай наши автономные округа».

Более того, «увлекательная игра в преемника», по оценке политолога, отнюдь не безобидна: «Она способна резко углубить и актуализировать тот раскол, в котором с «Крыма» (а начало – еще в декабре 2011 года) пребывает российское общество. Надеюсь, что Россия сумеет это выдержать, но испытание ей, а с нею – и всем нам, предстоит серьезное».

Отсутствие же кардинальных перемен (того самого «ничего») в «оставленных в тылу «невзятых крепостях» (мало пригодной к росту структуры экономики, огромного технологического отставания, стагнации человеческого капитала, архаизации основных фондов – в жилье и ЖКХ, коррупция и т.д.) рано или поздно дадут о себе знать: по любой лестнице можно подниматься только постепенно, ступень за ступенью, ничего не пропуская, но и не перепрыгивая через этапы».

Бизнес будут дожимать

Какие ожидания у бизнеса? По мнению Виталия Самойлика, генерального директора «Best Western Plus Спасская», никаких изменений, кроме ужесточения прежнего курса, ждать не стоит. 
Виталий Самойлик, генеральный директор
«Best Western Plus Спасская»

– Мне кажется, последний срок управления у любого руководителя сопряжен с наиболее жесткой политикой во всех направлениях, – рассуждает тюменский отельер. – Ведь человек понимает, что ему больше не нужно заигрывать с избирателями. В этом смысле ничего в стране не изменится. А политика в отношении бизнеса будет только ужесточаться: в плане налогов, работы фискальных органов, давления… Уже сегодня налоговым органам становится все проще расправляться с бизнесом, не действует презумпция невиновности, все больше находится критериев для каких-либо нарушений. Поскольку бюджету страны нужны источники финансирования, а реального роста производства не происходит, бизнес, который еще остался жив, будут еще жестче дожимать. И это станет стимулом для ухода бизнеса в тень. Политика в отношении бизнеса будет только ужесточаться: в плане налогов, работы фискальных органов, давления… Уже сегодня налоговым органам становится все проще расправляться с бизнесом

Отсутствие определенности, что считается главным риском для развития бизнеса в России, только усилится. К счастью, в Тюменской области другая ситуация. У нас налоговые ставки самые низкие в стране. В этом плане мы благополучный регион, он отличается высоким уровнем адекватности власти. Но есть вещи, которые местные власти не в состоянии изменить.

Молодого предпринимателя Артема Рахмеева, генерального директора и основателя BrooklynBowl, члена совета Комитета по молодежному предпринимательству «Опора России» (Тюмень), нынешняя ситуация вполне устраивает: «В следующие шесть лет понятно, как двигаться. За это время предприниматели могут крепко встать на ноги и выйти на мировую арену, хотя там и сейчас есть интересные российские проекты».

Артем Рахмеев, генеральный директор
и основатель BrooklynBowl.

– Я занимаюсь общественной работой, связанной с развитием предпринимательства, и вижу: ситуация в предпринимательстве улучшилась, в экономике стало немного больше денег, их начинает хватать на развитие проектов – мы не просто ищем средства, чтобы переложить их из одного кармана в другой и выплатить зарплату, например. Да и анализируя свой бизнес, могу сказать, что люди стали больше отдыхать, больше тратить денег на развлечения, чаще выходить в развлекательные центры с семьями – это говорит о стабильности ситуации. Благодаря этому мы можем развивать проекты, работать над качеством услуг – это радует. После выборов в правительстве должны быть другие люди, которые создадут условия для прорывного роста в экономике – эта задача сформулирована президентом

И с позиции политического фронта чувствуется огромная поддержка, особенно в нашем регионе: губернатор занял активную позицию поддержки предпринимательства. У нас появились уникальные программы, когда под ряд сфер выдается финансирование под 0% годовых. Я, например, не припомню такого в истории современной России. Государственную поддержку сегодня гораздо легче получить, и она ощутима. Поэтому если ближайшие пять-шесть лет эта политика сохранится, я двумя руками «за». Нынешний вектор более чем адекватен, он совершенно точно позволяет развиваться. 

Единственное, что волнует предпринимателя, – курс валют.

– Просто в 2014 году я проходил эту историю и закрыл свой первый бизнес – решение было связано с тем, что евро вырос в два раза. Теперь опасаюсь повторения ситуации. Если то же самое произойдет после выборов, мы вновь войдем в период нестабильности, – поделился опасениями Артем.

Пропаганда усилится 

Перемены возможны, только если произойдет смена правительства. В этом уверен Юрий Анисов, генеральный директор ООО «Сибпрофконсалт»:
Юрий Анисов, генеральный директор
ООО «Сибпрофконсалт»
– В противном случае будем жить как жили. В бизнесе сегодня непростые времена: каждый рубль дается тяжело, масса бумаг для отчетности в налоговые органы… Президент свою функцию выполняет на «отлично», я имею в виду, в первую очередь, внешнюю политику нашей страны, а вот правительство, которое отвечает за экономический блок, в своей работе до «троечки» не дотягивает. Я считаю, что после выборов в правительстве должны быть другие люди, которые создадут условия для прорывного роста в экономике – эта задача сформулирована президентом. Тем более, среди современных молодых людей есть такие, это показал конкурс «Лидеры России». В правительстве пора менять старую гвардию. И не надо бояться молодых кадров.
В течение шести предстоящих лет после выборов президента ничего особенного не произойдет. Так считает и Сергей Кондратьев, профессор кафедры новой истории и мировой политики Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ:
Сергей Кондратьев, профессор кафедры новой истории
и мировой политики Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ

– Модель, которая возникла, останется прежней. Весь каркас не просто сохранится, а будет всячески поддерживаться и пропагандистки, и организационно, и полицейски. Высший круг заинтересован сохранить себя и сохранит. Но он хорошо усвоил, что увековечивание без обновления быть не может. Поэтому все, что находится за его пределами, приведут в движение.  Иначе говоря, следующие шесть лет будут обновлять фасад, декорировать его, то упрощать (денег меньше), то украшать (нужны праздники). Во власть будут инкорпорировать относительно молодых людей, абсолютно лояльных режиму. Это можно подать как обновление и промолчать при этом об увековечивании. Немного обновят бюрократию на каких-то позициях в среднем звене, чтобы создать иллюзию вертикальной мобильности. Что-то вроде ежегодного и регионального конкурса «Лидеры России». Но стабильность будет зыбкой, вопрос о преемнике уже задан. Кроме того, будет еще больше пропаганды и риторика осажденного лагеря, вечно спасающего мир. Увеличится число пропагандистских мероприятий, направленных на юное поколение. С помощью современных технологий власти важно задействовать молодежь, чтобы она не оставалась один на один со своими мыслями.

Для людей, сильно зависящих от власти, ориентированных на самопроизвольное улучшение, подобное чуду, чуда не случится. Ситуация останется прежней или станет похуже. Людям, которые постоянно приобретает новые компетенции и языки, для кого весь мир является объектом поиска, вообще не стоит волноваться за свое будущее, и от исходов выборов их жизнь по большому счету не зависит.

Назад в СССР? 

Один из наших собеседников, Виталий Самойлик, отвечая на вопрос, что нас ждет после выборов, с точки зрения обывателя нашел такой образ:

– Чем дальше, тем больше мы погружаемся в нецивилизованное состояние: отсутствие демократии, гарантированных свобод, свободных институтов и т.п. – обычному человеку от этого должно быть страшно. Мы выбираем путь самоизоляции, выходя из мировых институтов, ставим себя вне определенных правил. Как с нами дальше взаимодействовать? Наша страна становится похожей на того алкоголика и дебошира в подъезде – он поставил себя вне закона, его никто не уважает, все боятся, общаться никто не хочет. Страну, которая ведет себя неадекватно, стараются обходить стороной.

При этом Виталий уверен, что возврат в СССР невозможен, хотя тенденции к этому есть, и условия такие создаются. 

Весь каркас не просто сохранится, а будет всячески поддерживаться и пропагандистки, и организационно, и полицейски

– Но выросло совсем другое поколение: предпринимательство и свободолюбие у людей в крови. Сегодня молодые люди с легкостью затевают новые бизнесы: съездили куда-то – что-то увидели, в интернете почитали… От советского времени нас отличает наличие интернета, простых и доступных коммуникаций, возможность выезжать за границу… Если только запретить мировую сеть, закрыть границы и подождать лет 15 – наверное, можно вернуться… Но в экономике такой возврат точно невозможен. Общество развивается по своим естественным законам, их невозможно задавить, можно остановить на время, ограничить.

Ответил на вопрос про СССР и Сергей Кондратьев: 

– Нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Наша нынешняя страна диаметрально отличается от Советского Союза, сходство внешнее и иллюзорное.  Самое главное – страна не закрытая, а открытая. Ты можешь не только выписать по интернету платье из-за границы, но и сам туда поехать. Сегодня невозможно закрыть все каналы коммуникации. Можно только заниматься промыванием мозгов, что в наше время делается более изощренно, чем в СССР.

Еще одно отличие – в стране времен Брежнева царила невообразимая скука, потому что вся твоя жизнь была расписана на десятилетия вперед. Отсюда отчасти и пьянство, ибо как по-другому себя занять, если завтра будет то же, что сегодня. Всего два-три социальных лифта. Сейчас больше возможностей и лифтов. Можно поехать в другую страну и там себя реализовать. И есть политическая жизнь, она странная, но есть.