Прелоадер NBLife
Бизнес

Чего бизнесмены хотят от власти?

Почему у тюменских предпринимателей стало меньше претензий к региональным властям, какие проблемы для них остаются самыми острыми, и как улучшились условия для бизнеса в регионе в 2017 году? Об этом на заседании регионального парламента рассказала Лариса Невидайло – уполномоченный по правам предпринимателей в Тюменской области.

Лариса Невидайло,
уполномоченный по правам предпринимателей
в Тюменской области

Диалог налажен

Еще 5 лет назад претензий к местным и региональным властям у тюменских предпринимателей было на порядок больше, чем к федеральным. На долю обращений, связанных с недовольством деятельностью местных и региональных властей, приходилось в общей сложности 69% жалоб, в то время как в адрес федеральной власти предприниматели направляли 31% претензий. Сейчас ситуация изменилась радикально. Из 397 обращений, поступивших от бизнесменов региона в адрес омбудсмена Ларисы Невидайло в 2017 году, 69% касались федеральных органов власти, 17% – региональных властей и 14% – деятельности органов местного самоуправления.

18 тысяч рублей может составить компенсация на приобретение контрольно-кассовой техники для малых предприятий По ее мнению, это связано с тем, что за годы работы службы уполномоченного по правам предпринимателей (а она существует с 2013 года и в сентябре отметит 5-летие) в Тюменской области удалось наладить конструктивное взаимодействие между бизнес-сообществом и властями на местах.

– Мне значительно легче работать, чем моим коллегам в других регионах страны, потому что диалог с предпринимателями, общественностью, депутатским корпусом, с местными и региональными властями налажен. Изменился подход власти к выстраиванию отношений с предпринимателями, – говорит Лариса Кирилловна.

Помогите разобраться!

В целом, по сравнению с 2014 годом, количество поступающих от предпринимателей в службу уполномоченного обращений возросло в 3 раза. Больше всего заявлений – от предпринимателей, занятых в сфере услуг, торговле, а также от мелких товаропроизводителей.

– Если говорить о претензиях к федеральной власти, то обращения касаются, в первую очередь, работы налоговых органов и налогового законодательства. ТОП самых часто задаваемых вопросов: проведение проверок, привлечение к ответственности, применение особенных налоговых режимов, правила работы с контрольно-кассовой техникой, – уточняет Невидайло. – 2017 год был ознаменован целым рядом законодательных новелл, и нередко предприниматели обращались для того, чтобы разобраться в нововведениях.Сейчас прорабатывается на федеральном уровне вопрос выплаты малым предприятиям компенсации в размере 18 тысяч рублей на приобретение контрольно-кассовой техники

Одним из самых значительных изменений в 2017 году, по словам уполномоченного, стало внедрение онлайн-касс, которое коснулось всего малого бизнеса. Довольно болезненно прошла передача полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда налоговым органам.

– Пенсионный фонд отказывал в перерасчете, хотя налоговая служба соглашалась их произвести, в итоге – уже сделанные взносы не учитывались, с предпринимателей взыскивали ранее уплаченные взносы, блокировали счета. Некоторым даже пришлось закрыть бизнес, парализованный из-за этой системной проблемы, – отмечает Лариса Кирилловна. – Только в октябре ведомства согласовали свою работу. В качестве тенденций 2017 года отмечу сокращение жалоб, связанных с проведением проверок. Обращения предпринимателей касались в основном разъяснения порядка их проведения, а также возможности снижения назначенного наказания.

Сработать на опережение

К числу достижений, которые появились в виде законодательных инициатив в Тюменской области и позволили существенно улучшить положение бизнеса, Лариса Невидайло отнесла сразу несколько начинаний.

  • В ноябре 2017 года на федеральном уровне было поддержано предложение, инициированное тюменцами, по предоставлению для ряда направлений бизнеса и предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН, отсрочки до 2019 года по внедрению онлайн-касс. Сейчас прорабатывается на федеральном уровне вопрос выплаты малым предприятиям компенсации в размере 18 тысяч рублей на приобретение контрольно-кассовой техники.
  • Нельзя не упомянуть об увеличении рассрочки, предоставляемой предпринимателям при выкупе ими арендованного муниципального имущества (в рамках 159-ФЗ), с 5 до 8 лет, а также отмене на региональном уровне такого понятия как срок действия схемы расположения нестационарных торговых объектов. Схема размещения НТО стала бессрочной, поэтому теперь предприниматели, с которыми заключены 5-летние договоры аренды, могут спокойно планировать свою деятельность, а не ждать очередных революционных изменений в «новой схеме».
  • Кроме того, в 2017 году службе бизнес-омбудсмена удалось сработать на опережение и защитить права примерно сотни предпринимателей, которые ведут свою деятельность в значительном отдалении от сетей связи.

– Как известно, предприниматели населенных пунктов, отдаленных от сетей связи, при использовании контрольно-кассовой техники были освобождены от необходимости передачи данных в налоговые органы в режиме онлайн. Однако в этом перечне не была учтена довольно стандартная для нашего большого региона ситуация – расположение предприятия за границами конкретного, указанного в перечне, муниципального образования, – пояснила Лариса Невидайло. – У таких предприятий есть проблемы со связью, но формально они относятся к другим муниципальным образованиям и, строго говоря, должны, даже не имея технической возможности, передавать данные в налоговую онлайн. Предприятий, которое могли оказаться в сложной ситуации, – а это санатории, придорожный сервис и так далее – около сотни. Мы внесли соответствующие поправки в законодательства и своевременно ликвидировали правовой пробел, еще до наступления неблагоприятных последствий для бизнеса.

 Счета в СБРР заморожены

Проблем, с которыми сталкиваются тюменские коммерсанты, и решение которых зависит от федерального центра, хватает. Сейчас, к примеру, тюменскому бизнес-омбудсмену ежедневно поступают звонки от предпринимателей, державших счета в Сибирском банке реконструкции и развития (СБРР). После того, как у него была отозвана лицензия, они оказались в сложном положении.

397 обращений поступило от бизнесменов региона в адрес омбудсмена Ларисы Невидайло в 2017 году

– Счета заморожены, у многих нет возможности даже выплатить заработную плату работникам, – сообщила уполномоченная. – Но если для физлиц четко определен размер гарантированно возвращаемых средств при банкротстве банков, то для юрлиц такой планки нет, поэтому люди очень взволнованы – они боятся потерять сбережения. Решение подобных проблемных ситуаций вне зоны моей компетенции, поэтому мы такого рода обращения перенаправляем федеральному уполномоченному по правам предпринимателей.

Также в 2017 году был отмечен четырехкратный (с 4% в 2016 году до 17%) рост количества обращений предпринимателей, связанных с жалобами на уголовное преследование. Такие обращения также вне компетенции уполномоченного и переадресуются в органы УМВД и прокуратуры.