Прелоадер NBLife
Бизнес

Богдан Логинов

Дмитрий Изосимов, Елена Поминова, Ренат Оспанов

Комар носа не подточит

Некоторые клиенты называют Артура Тадевосяна профессором по обуви – настолько скрупулезно он изучил свое дело. «Я не ремонтник. Я – реставратор», – говорит он про себя сам. Об уникальности и нюансах своего бизнеса Артур рассказал NB Life.
Комар носа не подточит

Круг клиентов – постоянный

Свое дело Артур Тадевосян открыл в 2000 году, начинал с маленькой мастерской размером в 2 кв. метра, где чинил обувь всем желающим. Но через некоторое время понял, что ему приятнее работать с брендовыми вещами, возвращая им вторую молодость. В итоге снял помещение в центре города: сначала комнату размером в 10 кв. метров, а 7 лет назад нашел приличную 40-метровую площадь, разделенную на две зоны. В первой Артур оборудовал мастерскую, во второй – кабинет для клиентов. Если нужно подождать, можно уютно устроиться на диванчике с чашкой кофе, полистать журналы. На рабочем месте – идеальный порядок и отсутствие следов традиционной сапожной мастерской. Рекламной вывески снаружи здания нет – это принципиальная позиция мастера.

– Люди с улицы ко мне практически не заходят, у меня нет цели привлекать всех подряд. Хочу подчеркнуть, что занимаюсь не ремонтом, а реставрацией. За 18 лет сформировался постоянный круг клиентов. Новые, конечно, тоже появляются, но в основном по рекомендации. Я работаю не на количество, а на качество, для меня главное – чтобы люди уходили довольные, – говорит Тадевосян.

У европейских грандов

В среднем мастерскую посещает от 5 до 10 человек в день, многие приходят по записи. 90 процентов посетителей – женщины. Среди постоянных клиентов есть также бутики и магазины, причем их количество увеличивается. Дело в том, что даже среди партий обуви известных марок периодически встречается товар «с душком» – мелкими дефектами, ответ за которые приходится нести продавцу. 10-20% – такова рентабельность бизнеса по оценке Артура Тадевосяна Пару раз обратившись к Артуру, хозяева торговых точек поняли, что лучшего специалиста, который «подрихтует» любую туфельку так, что комар носа не подточит, им не найти. В итоге сотрудничество продолжается уже на протяжении 10 лет, руководство магазинов с удовольствием рекомендует мастера-умельца своим клиентам.

– На крупных фабриках производят от 200 до 500 пар обуви в день, практически невозможно, чтобы вся партия была идеальной. Чаще всего это не брак, а именно мелкие «косяки»: подошва плохо приклеена, недошита, краска чуть облупилась. Это мне и приходится исправлять, – рассказывает мастер.

В 2014 году с целью повышения квалификации Тадевосян съездил в Италию, где в течение недели наблюдал, как шьется обувь на лучших европейских фабриках: Nando Muzi, Baldinini, Loriblu, Dibrera и имел возможность поработать там реставратором. Итальянский опыт, безусловно, обогатил профессиональный кругозор Артура, но все основные секреты своего мастерства он познавал лично, методом проб и ошибок, в подмастерьях никогда ни у кого не ходил. Может быть, поэтому и сам не хочет брать учеников. Тадевосян уверен в завтрашнем дне и считает, что умелые руки и трезвая голова на плечах всегда позволят человеку заработать на кусок хлеба с маслом

– Во-первых, доверить брендовые вещи новичку я элементарно не могу, поскольку несу ответственность за свою работу. Просто помощник мне не нужен, поскольку если я что-то не успеваю, приду пораньше, задержусь или поработаю в выходной. А во-вторых, это же мой кусок хлеба, почему я должен обучать тонкостям мастерства кого-то другого? – рассуждает Тадевосян. – Вот когда мне будет лет 80, я, может быть, и захочу поделиться своими знаниями. А вообще, у меня подрастает сын, которому уже 10 лет. В последнее время он начал проявлять интерес к реставрации, так что, возможно, продолжит мое дело. 

При этом Артур никогда не отказывает в помощи, если к нему обращаются коллеги по цеху. Всегда выслушает, даст дельный совет.

Никакой химии

Конкурентов в своей нише предприниматель практически не видит, что неудивительно. В обычных обувных мастерских вряд ли кто-то сможет выполнить реставрационные работы ювелирного уровня. Например, профессиональную покраску туфлей или сумки. Для этого мастер использует только импортные краски на водной основе, никаких аэрозольных баллончиков, растворителей и прочей химии. Процесс – сродни работе жестянщика: сначала грунтовка, потом покраска и на завершающем этапе – лакировка. На одну пару обуви уходит трое суток, все делается вручную. Кроме того, у каждого цвета – от 8 до 10 оттенков, и важно выбрать правильный, а для этого их приходится смешивать (иногда по 5-6 цветов). Тадевосян уже при взгляде на вещь определяет, в какой пропорции это необходимо сделать.

– Если, допустим, сумка от Chanel или Louis Vuitton стоит 50 тысяч рублей и выше, а у нее потерялся товарный вид, естественно, ее жалко выбрасывать. Вот в этих случаях наша мастерская поможет вернуть ей первозданный вид, – улыбается Артур.

Краску он заказывает в Испании, Италии, Германии, Франции, работает с постоянными поставщиками. Берет всегда с запасом, чтобы, не дай бог, не оказалось, что какого-то цвета нет в наличии. Такой вариант для мастера просто недопустим. Поэтому в мастерской всегда имеется более 80 цветов. Это, к слову, самая дорогая статья расходов, литровая пластиковая банка краски стоит от 3 до 6 тысяч рублей, зимой приходится доплачивать – за то, чтобы она не замерзла по дороге. Кожу Тадевосяну везут из Кирова, Челябинска, качество отечественного продукта в данном случае его вполне устраивает. Также приходится регулярно заказывать профессиональную косметику для ухода за обувью, причем предпочтение отдается только натуральным «кремам», на основе пчелиного воска.

– Часто рассчитываюсь в рассрочку, но на материалах не экономлю, это вложения в бизнес, – говорит Тадевосян.


Руки – главный инструмент

Как и любой толковый предприниматель, Артур думает о будущем бизнеса и считает, что даже в такой консервативной нише, как ремонт кожаных изделий, нельзя стоять на месте. Поэтому в последние два года помимо профессиональной покраски он начал развивать и химчистку. Конечно, большие вещи не принимает, но убрать застарелую грязь, соляные разводы или пятна с сумок и обуви ему вполне по силам. И здесь опять же 90 процентов работы производится вручную. Руки – главный инструмент мастера. Безусловно, самое необходимое оборудование в мастерской имеется, например, станок для растяжки обуви, который был куплен несколько лет назад за 25 тысяч рублей. В прошлом году Тадевосян задумался о создании сайта. Причем главная его цель – не реклама, а возможность продемонстрировать результаты своей работы.

– Люди часто спрашивают: а как будут выглядеть сапоги или сумка после ремонта? Пожалуйста – теперь можно посмотреть мою работу на экране компьютера. Как говорится, до и после. По моей просьбе профессиональный фотограф отснял процессы реставрации, – рассказывает Артур.

Разработка сайта, логотипа, фотографии и буклеты предпринимателю обошлись в 120 тысяч рублей. Для него этот шаг – уже работа на имидж. Тадевосян уверен в завтрашнем дне и считает, что умелые руки и трезвая голова на плечах всегда позволят человеку заработать на кусок хлеба с маслом. Но главное, он получает удовольствие от своей работы и глубоко осознает: если ты любишь людей, то всегда будешь востребован.