Июль 2019

Елена Слюсарева

Артем Сонсин и из архивов участников материала

Тату-бизнес в Тюмени: юридическое и творческое начала

Сделать татуировку в Тюмени очень просто. В городе множество тату-салонов (около 20) и мастеров, работающих индивидуально (более 100). Уровень у всех разный, и выбрать бывает нелегко. Примерно настолько же трудно и вести сам тату-бизнес. Сложности могут возникнуть и с оформлением салона (насколько нужны медицинское образование и лицензия?), и с определением самого мастера (он художник или делец?), и с его обучением. Как бы то ни было, рынок тату в Тюмени достаточно многослойный, конкурентный и стремительно развивающийся. Его представители рассказали NB Life о текущем состоянии творческого бизнеса и его характерных чертах.
Чтобы охарактеризовать тюменский тату-рынок, NB life поговорил с тремя его представителями. Студии Black Home, «7.13 Club» и KOBI возникли в разное время. Для каждой из них характерны свои критерии оценивания творчества, результатов и дальнейших путей развития. Безусловно, эти показатели зависят от тех, кто стоит у руля – владельцев студий.


Илья Токарев_150.jpg
Илья Токарев,
совладелец студии
татуировки «7.13 Club»:

– Когда я был студентом, такой же популярностью пользовался фотоаппарат. Каждый, кто имел «зеркалку», считался фотографом-профессионалом и мог идти снимать свадьбы. Сейчас купил машинку – и ты мастер. Это очень печально. И дело не в том, что клиентов не хватает. Их достаточно. Просто все обесценивается. Становится чересчур модно. Люди бьют себе всякую ерунду и не видят разницы между хорошим и плохим.


Залимхан Лалаков_150.jpg
Зелимхан Лалаков,
владелец тату-студии
Black Home:

– Я увлекся татуировкой еще в 7-8 классах. Даже присматривал китайские наборы. Родители забраковали мою творческую идею, и дальше не пошло. Вообще я с детства рисовал граффити, скетчи, анимешные комиксы. Ходил в художественный кружок. Правда, его так и не окончил, потому что планы были другими. Хотел поступать в военное училище. Но я дошел до КПП, понял, что это не мое, развернулся и больше там не появлялся. На тот момент я уже встречался с девушкой. Она художница. Однажды появилась мысль: «А почему бы ей не попробовать?» Тогда в Тюмени еще не было так много татуировщиков. Я нашел одного, договорился, чтобы он обучал девушку. И так получилось, что я тоже присоединился. Тогда моя детская мечта осуществилась. Вскоре я открыл свою студию. Сначала это был маленький кабинет, а теперь у меня есть Black Home.

Максим Коби_150.jpg
Maks Kobi,
владелец арт-студии
KOBI:

– Я работаю тату-мастером пять лет. Но история моего творчества началась гораздо раньше. Я художник-живописец. У меня даже были персональные выставки. Преподавал в детской художественной школе и читал лекции по истории изобразительного искусства в техникуме ребятам моего возраста. Идея заняться татуировкой пришла в 2013 году. Это было 26 января. Я познакомился с одним парнем. Он посмотрел мои работы и сказал: «Классно рисуешь. Почему не тату?» О тату я задумался еще лет в 11. Понемногу его изучал. И вот мне встретился этот человек, он натолкнул меня, и этой же ночью я залез в интернет, заказал себе машинку, краски, переводки и прочие нужности. А затем начал себя «портачить». По-другому не скажешь. Мое золотое правило ─ начинать с малого, отрабатывать, а затем переходить к новому уровню.

Илья Токарев, совладелец студии татуировки «7.13 Club»: 

– Я татуировкой не занимаюсь совершенно. Машинку держал в руках всего пару раз. Пробовал что-нибудь набить на искусственной коже. У меня есть два друга. Их зовут Евгений Токмаков и Евгений Борщ. Они-то как раз являются профессиональными татуировщиками. Как-то один из них сказал, что мы теряем 80% клиентов, только потому что не работаем в каком-то стиле. Мы подумали создать студию, в которой объединили бы нескольких разностилевых мастеров. Примерно через год разговор повторился, и 13 июля 2015 года (отсюда 7.13) мы открыли нашу студию, в которой оба Жени отвечают за творческую составляющую, а я решаю организационные вопросы. Сейчас у нас две студии, в которых работают около 15 мастеров. С самого начала мы объявили себя еще и магазином по продаже расходных материалов. Сегодня он единственный в Тюменской области магазин для татуировщиков, а также для представителей других профессий индустрии красоты и медицины. 

Вопрос лицензии

После принятия решения об открытии своего тату-салона возникает вопрос о его правильном оформлении. В России это сделать сложно, просто потому что определение услуг татуажа на законодательном уровне в нашей стране противоречит самому себе. 

С одной стороны, косметический татуаж, который подразделяют на перманентный макияж1, художественную татуировку2 и камуфляжный татуаж3, определяют как услугу бытовую. Для контроля над ней разработан даже специальный ГОСТ Р 55700-2013. 

С другой стороны, можно руководствоваться приказом «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». В этом документе дермапигментация, или перманентный татуаж (А17.30.001), а также удаление татуировки (А16.01.021) являются медицинскими услугами раздела «А»4. В этом случае осуществление предпринимательской деятельности без медицинской лицензии весьма чревато и может повлечь за собой неприятности согласно статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ5 или статьям 1716 и 2357 Уголовного кодекса РФ. 

Как работать в рамках этого разногласия, рассказали герои нашего материала.

Зелимхан Лалаков, владелец тату-студии Black Home:

– Все зависит от региона. Пока в Тюмени к тату-салонам относятся лояльно, но это до поры до времени. И я обеими руками за введение подобных мер. Очень много людей, которые толком не умеют рисовать и не особо разбираются в медицинской части вопроса. Про соблюдение элементарных правил стерильности я вообще молчу. Набивают клиентам татуировки, потому что считают это дело «легкими деньгами». И я буду рад, если плохих будут наказывать, а хороших поощрять. Даже готов ввязаться во всю бюрократическую волокиту. 


Тату-студия Black Home

Илья Токарев, совладелец студии татуировки «7.13 Club»:  

– Это такой скользкий вопрос. Если мы руководствуемся классификатором видов экономической деятельности (код ОКВЭД «96.09 – Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки» – примеч. NB life), то, получается, мы относим свои услуги к бытовым. Но, как показывает судебная практика, все суды признают, что деятельность студии татуировки относится к лицензируемому виду деятельности. На самом деле это близко к правде, ведь мы находимся около медицины. В любом случае необходимо соблюдать правила безопасности для клиента и мастера, проводить дезинфекцию и стерилизацию инструмента, санитарную обработку рабочего места до и после каждого сеанса и соблюдать множество других аспектов.

К примеру, не у всех студий города имеются емкости для утилизации отходов класса Б. Обычно это ведра желтого цвета, куда утилизируются иголки, модули и прочие материалы, имеющие потенциальный риск. У нас заключен договор с организацией по утилизации отходов класса Б, они приезжают и забирают их каждые две недели. Важно понимать, что такие отходы нельзя выбрасывать с бытовым мусором – это очень опасно. Наша первоочередная задача – обеспечить безопасность клиентов и сотрудников.

7.13 1_900.jpg
Студия татуировки «7.13 Club»

Maks Kobi, владелец арт-студии KOBI:   

– Нас хотят привязать к медицине, и я не скажу, что это неправильно. Очень много ребят научились держать машинку, но не следовать каким-либо правилам стерилизации. И из-за этих ребят репутация нормальных тату-студий страдает. Между тем, вся наша деятельность строится именно на ней. Люди часто выбирают тату, ориентируясь на мастера. Сейчас тоже есть какой-то закон. Я о нем знаю, но фактически на нас он никак не влияет. Если бы он конкретно был, то ко всем уже все бы приехали и все бы проверили.

Студия KOBI_900.jpeg
В арт-студии KOBI

Обучение 

От определения услуги многое зависит. Требования, которые предъявляются к соискателю медицинской лицензии, касаются и помещения, и оборудования, и персонала. 

По Положению о лицензировании медицинской деятельности у  индивидуального предпринимателя должно быть высшее или среднее медицинское образование, а у работников, которые заключили с соискателем лицензии трудовой договор, – «среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием)». Если же руководствоваться ГОСТом, то мастера косметического татуажа должны соответствовать немного другим требованиям, среди которых и наличие профессиональной подготовки (не менее 144 академических часов),  и умение вести беседу с клиентом. 

Как в реальности обстоят дела с обучением тату-мастеров, рассказали герои нашего материала:

Зелимхан Лалаков, владелец тату-студии Black Home:

– Как нас учили? Нам просто дали в руки машинки, объяснили, как их собрать, и отправили самосовершенствоваться. Сейчас в поисках работы или учебы мне пишет очень много ребят. Мое согласие зависит от способности человека рисовать. Если он умеет и хочет создавать реально крутые вещи, то мы его возьмем. Хотя тут, конечно, есть немало других важных факторов. Я должен понимать, что с этим человеком мы сработаемся. 

Илья Токарев, совладелец студии татуировки «7.13 Club»:  

– В нашей студии много мастеров. Некоторые пришли к нам без опыта работы в татуировке. Мы искали сильных художников, а затем учили их применять свои навыки рисования на коже. Сейчас ребята постоянно повышают свой уровень и учатся друг у друга. Мы не обращали внимания на наличие или отсутствие какого-либо диплома о художественном образовании. Лучший показатель – это сами работы. Я не понимаю, на что рассчитывают те «мастера», которые на бумаге рисуют чуть лучше первоклашки. После этих «горе-художников» приходится переделывать или осветлять неудачные тату. Еще больше не понимаю клиентов, которые идут к ним на сеанс, но это уже совершенно другая тема, о которой можно говорить часами.

Maks Kobi, владелец арт-студии KOBI:   

– Обучение есть. Относятся к нему по-разному. Да, можно, не умея рисовать, научится бить тату. Часто мы работаем по уже готовым шаблонам, переводим картинку на тело. В то же время есть специальные школы для татуировщиков с нуля. Я сам обучал ребят. Базовое обучении включает в себя и теорию, и практику. Длится оно в среднем три месяца. Есть ускоренный курс, где очень много практики. В таком формате можно получить много информации и быстро. Усвоить ее всю и сразу очень сложно. В любом случае, знать теорию хорошо, но основа основ – это все же практика.

К слову, тату-школы в Тюмени, действительно, есть. Обучение в них обойдется примерно в 30 тысяч рублей. Это сумма может очень быстро окупиться. Стабильно работающий мастер в месяц принимает примерно 20-25 клиентов. У начинающих обычно не больше 10-15 сеансов за тот же срок. Их просто еще никто не знает, у них нет какого-то большого опыта, имени, репутации, но все приходит со временем.

Средняя стоимость

Спрос на татуировки в России растет. Дело в том, что поменялось само отношение к тату. По данным Левада-центра, в 1995 году 40% россиян на вопрос о значении татуировки, отвечали: «Это знак того, что человек сидел в тюрьме». В 2014 году такого мнения придерживалось 27% опрошенных. А в 2018 году, по данным интернет-исследования немецкой компании Dalia, каждый третий россиянин имел хотя бы одну татуировку. О том, кто в Тюмени, зачем и за сколько готов набить себе тату, рассказали герои нашего материала.

Зелимхан Лалаков, владелец тату-студии Black Home:

– Стоимость зависит от размера татуировки, стиля и места нанесения. В среднем, это 8 тысяч за четырехчасовой сеанс. Татуировка может обойтись и в 12-15 тысяч, если мы понимаем, что ее можно сделать за один день, но придется просидеть с утра и до вечера. Наши клиенты очень разные и по возрасту, и по предпочтениям. Моя девушка «бьет» разных мультяшек, и их часто выбирают взрослые мужики. Самое важное, чтобы клиент понимал: что, куда и зачем он хочет. 

Илья Токарев, совладелец студии татуировки «7.13 Club»:  

– Средняя стоимость сеанса в нашей студии – 8-12 тысяч рублей. При этом маленькая работа обойдется клиенту всего в 3 тысячи рублей. Цена стандартно зависит от стиля, места нанесения и мастера. У нас можно сделать татуировку практически в любом стиле. Каждый мастер работает в своем. Если сегодня он делает реализм, то завтра не будет набивать «олд скул». У нас нет мастеров-универсалов. По крайней мере, мы стараемся от этого уйти. Делать один стиль, развиваться и быть профессионалом в своем стиле – намного правильнее, чем делать все подряд, но на низком или среднем уровне. В среднем у каждого нашего мастера 15 сеансов в месяц.

Клиенты разные. От девушек, которые хотят нежно-ванильные тату, до брутальных мужчин. Я не знаю, с чем связана «разношерстность» нашей клиентуры. Возможно, у нас просто много мастеров, много стилей, много идей.

Maks Kobi, владелец арт-студии KOBI:   

– Сложно назвать среднюю стоимость. Она зависит от множества факторов. Минимально 2500 рублей. В день у меня бывает пять-шесть консультаций плюс один-два больших сеанса. Увеличивать это количество означает работу не на качество, а на скорость.

Мы работаем в нескольких стилях. В каждом из них есть свой алгоритм. Люди часто тянутся не к стилю, а к красивой картинке. Татуировка – это сугубо индивидуальная вещь. Банального не существует. К тому же, по секрету скажу, уже невозможно придумать что-то новое, но переработать уже имеющееся можно.

Татуировки мы делаем только с 18 лет. Но я склоняюсь к тому, что несовершеннолетним можно с письменного согласия обоих родителей. Будет намного лучше, если их ребенок сделает тату у нас в салоне с соблюдением всех правил, чем он тайно набьет то, что хочет, неизвестно, в каких условиях. Татуировка – это неплохо. Плохо курить, пить и употреблять наркотики.

Резюме

В тюменском тату-бизнесе есть и развитие, и конкуренция. Это по-своему хорошо – позволяет гарантировать качество. Что будет дальше – вопрос времени. Перспектив и опасностей достаточно. Одной из студий, представленной в нашем материале, уже через месяц после открытия удавалось покрывать аренду, а спустя год ребята вышли на самоокупаемость. Сегодня скорость будет другой. Начать тату-бизнес не сложно. Пятисот тысяч будет более чем достаточно, чтобы войти в сферу. Но занять свое место на рынке будет гораздо труднее. Особенно при условии существования юридической сумятицы.






1Перманентный макияж – косметический татуаж в области лица с целью создания долговременного макияжа (ГОСТ Р 55700-2013).
2Художественная татуировка – косметический татуаж с целью создания художественного изображения (ГОСТ Р 55700-2013).
3Камуфляжный татуаж – косметический татуаж в области лица или тела с целью камуфляжа эстетических дефектов (ГОСТ Р 55700-2013).
4Раздел в свою очередь включает «медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение».
5Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
6Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство (действующая редакция). 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
7Статья 235 УК РФ. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (действующая редакция). 1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.