Апрель 2018

Валерия Абилькенова

Налоговые преступления: закручивают ли гайки?

Судя по активности участников и их многочисленным вопросам, самыми популярными темами на круглом столе «Налоговые тренды-2018. Что важно знать бизнесу» оказались налоговые преступления и участие правоохранительных органов в расследовании таких преступлений.
Налоговые преступления: закручивают ли гайки?

Реальных сроков нет пять лет

– Законодатель в последние годы идет навстречу налогоплательщикам, – с такой общей оценки начал свое сообщение (об участии управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по Тюменской области в расследовании налоговых преступлений и о взаимодействии с налоговыми органами) Иван Рыжук, заместитель начальника отдела по борьбе с налоговыми преступлениями и защите бюджетных средств УЭБ и ПК УМВД РФ по Тюменской области. По мнению Хатенова, уголовное законодательство в сфере налоговых отношений в последнее время довольно сильно смягчено. Пример тому – сокращение числа зарегистрированных сообщений в СК о налоговых преступлениях

Так, в 2016 году увеличена сумма сокрытых средств, при которой образуется состав преступления. В результате в 2017 году возбуждено всего 39 уголовных дел (в 2016 году их было 48). В 2017 году в судах с обвинительным заключением рассмотрено 10 уголовных дел. 8 дел прекращены в связи с уплатой. Общая сумма взысканных средств по этим делам составила 242 миллиона рубля. Если анализировать виды наказаний, то за последние пять лет назначалось либо условное осуждение, либо штраф. Наказания в виде реального срока не было. Большое количество уголовных дел было прекращено по амнистии или в связи с истечением срока давности.

В качестве новости Иван Рыжук отметил: «С мая 2017 года правоохранительные органы имеют право предоставлять в налоговую оперативно-розыскную информацию». Его слова вызвали массу вопросов в аудитории.

– Эта информация воспринимается налоговым органом как доказательство или ориентир для сбора доказательной базы?

– Во-первых, информацию о совершении правонарушения мы обязаны передать налоговым органам течение 10 дней. Во-вторых, часто мы предоставляем сведения под конкретную проверку, и тогда они могут использоваться в качестве доказательства, в том числе и в суде.

– Ограничены ли полномочия сотрудников правоохранительных органов при выездной налоговой проверке?

– Нужно понимать, что сотрудники полиции включаются в состав выездной налоговой проверки только в случае, если при предпроверочном анализе обнаружена сумма доначислений, образующая состав преступления. В ходе проверки сотрудники полиции ориентируются на налоговой кодекс, но ничто не запрещает им проводить оперативно-розыскные мероприятия. 

– Может ли налоговый орган инициировать сбор оперативной информации?

– Налоговый орган не может инициировать. Но что такое наличие сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном деянии? Это данные официальных, конфиденциальных и сторонних источников, в том числе и СМИ. 

Послабления в законе? 

Не меньший интерес среди слушателей вызвало и сообщение Евгения Хатенова, подполковника юстиции, старшего инспектора 2 отдела процессуального контроля Управления следственного комитета РФ по Тюменской области. Он заявил в начале своего выступления, что его основная цель – «развенчать устойчивый миф о том, что государство закручивает гайки в отношении бизнесменов». По мнению Хатенова, уголовное законодательство в сфере налоговых отношений в последнее время довольно сильно смягчено. Пример тому – сокращение числа зарегистрированных сообщений в СК о налоговых преступлениях. Если в 2015 году их насчитывалось 115, в 2016 году – 103, то в 2017 году – 77. При этом уголовные дела возбуждаются примерно в половине случаев от общего числа сообщений: в 2015 году – 40 уголовных дел, в 2016 году – 48, в 2017 году – 39. По остальным материалам принято решение об отказе от возбуждения дела.

39 уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждено в Тюменской области в 2017 году.

По словам Евгения Хатенова, снижение числа уголовных дел связано с изменениями в законодательстве, благодаря чему повысились общие пороговые суммы, за которыми наступает уголовная ответственность. «Закон улучшил положение обвиняемых или имел обратную силу: дела в отношении нарушителей прекращали, их действия переквалифицировали, у многих истекали сроки давности привлечения к ответственности». Например, если недоимка погашена в ходе процессуальной проверки, уголовное дело прекращается. В Тюменской области в трех случаях предпринимателей освободили от уголовной ответственности после уплаты штрафа.

– В последнее время правительство и руководство силовых структур все больше внимания уделяют защите прав предпринимателей, – сообщил Хатенов. – Так, недавно в прокуратуре Тюменской области состоялось совещание, по итогам которого разработан целый комплекс мер, рассчитанный на 2018 год. Подготовлено несколько законодательных инициатив. Детально регламентирован порядок изъятия документов по уголовным делам об экономических преступлениях: описаны сроки, в течение которых следователи должны осмотреть вещдоки и вернуть их владельцу.

Свое сообщение он закончил словами:

– Но ошибается тот, кто ничего не делает. В целом следственный комитет открыт для взаимодействия.

Вопросы не заставили себя долго ждать. 

– Как учитывается решение арбитражных судов, ведь часто позиции арбитража и следственного комитета расходятся?

– Мы внимательно рассматриваем позиции арбитражных судов, в 90% случаев соглашаемся с их доводами. 

– Привлекаются ли к уголовной ответственности бухгалтера?

– Да. 

– Как часто заводятся уголовные дела за неуплату налога в связи с реструктуризацией (дроблением) бизнеса?

– В 2017 году в двух уголовных делах прослеживалась такая схема. 


Круглый стол состоялся 20 апреля в рамках IX Юридической недели в Тюмени, которая ежегодно проводится Тюменской областной Думой совместно с Союзом «Западно-Сибирская Правовая Палата» (ЗСПП) при поддержке НП «Тюменский деловой Клуб».