Декабрь 2017

Богдан Логинов

предоставлено участниками проекта

Семья VS Бизнес

Говорят, нельзя работать с родственниками. Подводных камней в таких тандемах – пруд пруди. Тем не менее, семейный бизнес никто не отменял. Каково это – находится рядом друг с другом дома и на работе? И кто должен уступить, если взгляды на развитие компании расходятся? Об этом NB Life рассказали представители тюменских предприятий семейного формата.

С близких спрос в два раза больше

Семья Тропыниных, «Академия Времени» (родители: Александр Владимирович и Валентина Геннадьевна, сыновья: Александр и Никита)
Александр Владимирович:

– 16 лет назад мы начинали бизнес вместе с женой, это был магазин «Тик-так». Удачно получилось, что «сферы влияния» разделили автоматически: Валентина взяла на себя финансы и бухгалтерию, я – мастерскую. Никаких генеральных директоров. Поэтому у нас практически никогда не случалось раздоров. В подобных ситуациях очень важно, чтобы у супругов была консолидация. Если они управляют компанией, на них волей-неволей смотрят все сотрудники, поэтому надо «держать марку» и не допускать поводов для обсуждений (или осуждений) со стороны коллектива. Я считаю, если жена – умная женщина, то и муж будет «золотым». Мне в этом плане повезло, Валентина – большая умница и вдобавок труженица.

Старший сын, Александр, присоединился к нам лет 10 назад. Он окончил Нефтегазовый университет с золотой медалью, специальность «Экономика». Сначала набирался опыта в различных сферах в других компаниях, потом сконцентрировался на «Академии Времени». В нашей компании Александр сегодня полностью отвечает за развитие, фактически взял на себя функции руководителя. Знает все нюансы и уверенно ведет нас вперед. Младший, Никита, окончил «Нефтегаз» по специальности «Транспорт нефти». Но тоже пришел в семейный бизнес, лет 6 назад. Занимается хозяйственными и организационными вопросами, ведет интернет-направление. Радует, что каждый делает свое дело: я отвечаю за мастерскую, жена – за бухгалтерию и финансы, Александр – за продажи развитие, Никита – за хозяйство.Самое трудное в семейном бизнесе – находить компромисс мирным путем. Кого мы обычно сильнее бьем? Только своих, чужие люди редко попадают под горячую руку

Обычно все решения мы принимаем совместно, собираемся вчетвером в кабинете и держим совет. Ребята уже живут отдельно, своими семьями, но в пятницу-субботу нередко приезжают в наш дом, в родительское гнездо (улыбается). Получаются большие семейные вечера, Никита уже подарил нам внука, скоро подтянется и Александр. Стараемся абстрагироваться от работы, но полностью уйти от разговоров о бизнесе все равно не получается. Говорят, семейный бизнес плох тем, что люди постоянно находятся рядом. Наверное, доля истины в этом есть. Тем не менее, мы и вне работы не устаем общаться друг с другом, и в отпуск, бывает, едем все вместе. Вообще, самое трудное в семейном бизнесе – находить компромисс мирным путём. Кого мы обычно сильнее бьем? Только своих, чужие люди редко попадают под горячую руку. Поэтому очень важно слышать друг друга и говорить правду в глаза, не копить негатив в себе. Я счастлив, что есть кому передать свое дело, это дорогого стоит. Было бы здорово, чтобы бизнес развивался в виде династии, как никак уже подрастают внуки. Говорят, отцы любят дочерей, а гордятся сыновьями. Скажу без ложной скромности – я горжусь Александром и Никитой.

Александр:

– В принципе, интерес к делу отца появился с детства. Благодаря ему была возможность открыть для себя этот интересный мир часов. Теперь наш бизнес для меня – любимое занятие, от которого получаю удовольствие. Плюс семейного формата в том, что можно решить любой вопрос, каким бы сложным он ни был. Правда, иногда решаться он может гораздо тяжелее, чем в случае, когда партнеры по бизнесу не связаны родственными узами. Но с близких и спрос в два раза больше. Разделение обязанностей с братом у нас происходило по мере появления той или иной потребности в компании. К примеру, недавно возникла необходимость развивать интернет-направление, и этим занялся Никита. Обычно соответствующий сектор «закрывает» тот, у кого больше компетенций и желания это делать.

Еще один плюс семейного бизнеса – всегда есть, с кем посоветоваться, тем более, что к близким родственникам всегда больше доверия. Конфликты, споры иногда случаются, но без этого не работает ни один коллектив. Да, бывает, приходится выруливать из каких-то острых ситуаций, но чем больше проблем мы решаем, тем опытнее становимся. Работать с отцом мне комфортно. Я считаю, любой бизнес основан на личности. У нас это Александр Владимирович. Все, кто в Тюмени связан с часами, его знают. А все, кто занимается ремонтом часов, его ученики, но, как и в обычной школе, есть отличники – они работают в сервисном центре «АВ». У отца есть удивительная способность – он за пару минут общения с человеком может его охарактеризовать, «просканировать». Это незаменимое качество при приеме персонала (улыбается). Раньше бывало, что я пытался отстоять какого-нибудь сотрудника, которого отец собирался уволить. Но впоследствии понимал, что все было сделано правильно. Работать вместе интересно. Первое время наши взгляды не всегда совпадали, но постепенно появилось взаимодействие, сейчас мы слышим друг друга, а это немаловажно. 

Привлекать к семейному бизнесу супругу мне бы хотелось только в качестве советника по самым трудным вопросам. Совет, подсказка со стороны – это одно дело, а постоянное занятие одним делом может стать рутиной – этого нужно опасаться. Что касается детей, насильно заставлять не буду, пусть сами определяются, главное, чтобы к моменту выбора они обладали достаточными знаниями о жизни. Благо, до этого еще далеко (улыбается).

Никита:

– Не могу сказать, что семейный бизнес – это очень легко. Мне кажется, отношения между близкими людьми он не укрепляет. По крайней мере, с женой я бы точно не хотел работать вместе, может просто пропасть интерес друг к другу. Участие в бизнесе родителей для меня на сегодняшний день – это больше дань уважения к ним. У отца огромный жизненный опыт, который заключается не только в вопросах, связанных с часами. У него можно спросить любого совета, и он всегда поможет. Я бы очень хотел, чтобы и моим детям передались от деда его житейская мудрость, бизнес-интуиция и профессиональное мастерство. Наша главная задача – научить их всему, что сами умеем. А захотят ли они продолжать семейное дело – это их решение.

Как на подводной лодке

Максим Воробьев и Марина Бакулина (муж и жена), сеть детских развивающих центров и детсадов «Ступеньки».

Максим:

– Изначально это был бизнес жены, она в 2004 году открыла в Тюмени первый частный детский центр. В 2014 году, когда бизнес значительно расширился, мне пришлось присоединиться. Несмотря на то, что я уже имел солидный управленческий опыт (руководил юридической компанией, работал топ-менеджером на производстве), детская сфера для меня была темным лесом. Я целый год врубался в нюансы. Хотя, конечно, мне пригодились навыки, связанные с финансами и маркетингом. Собственно, по этому принципу мы с Мариной и разделились: я начал заниматься бизнес-процессами и финансовой частью, а она полностью погрузилась в вопросы педагогики и персонала. На «территорию» друг друга не лезем, но посоветоваться можем.

Конечно, находиться вместе на работе и дома нелегко. Личного пространства у каждого из нас в итоге катастрофически мало, поскольку практически все время вместе и на виду друг у друга. Мы словно на подводной лодке или в космическом корабле (смеется). Но с точки зрения развития бизнеса это неплохо. Нам даже некоторые завидуют. Говорят: вам хорошо, вы функции разделили и вдвоем управляете. И, действительно, у нас получился такой двойной человеческий ресурс, мы в бизнесе как бы не 24 часа в сутки, а 48!

Личного пространства у каждого из нас в итоге катастрофически мало, поскольку практически все время вместе и на виду друг у друга Отдельная тема – принятие важных решений. Несмотря на то, что существует разделение, некоторые вопросы требуют совместных обсуждений. И нередко у нас бывают противоположные мнения, кому-то приходится уступать. К примеру, я говорю, что директором надо поставить такого-то человека, Марина уверена, что делать этого нельзя. Или я предлагаю потратить деньги на ремонт, а она – на игрушки и оборудование. И здесь не может быть половинчатого решения, нужно или убедить партнера в своей правоте, или согласиться. Иногда жене кажется, что я допускаю управленческие ошибки, а поскольку она сама предприниматель с большим стажем, может это обосновать. И находит коса на камень (улыбается). Но, слава богу, все заканчивается компромиссом, хотя, бывает, доходит и до ругани. В таких спорах главное – не переходить на личности, нам это удается. Марина считает, что чаще уступает именно она, а мне кажется – одинаково. Эта сторона семейного бизнеса для нас – ложка дегтя. Отношения она точно не укрепляет.

В качестве плюса ведения бизнеса супругами я бы назвал совокупность мужского и женского подходов. Каждый вносит свою лепту. Да и круг общения в итоге расширяется, а связи в бизнесе очень важны. Какие-то вопросы априори легче решить женщине, а иногда только я могу прыгнуть на амбразуру.

Тем не менее, мы не всегда говорим только о бизнесе, мы же не экипаж боевой машины. И отдохнуть друг от друга не хочется, просто иногда есть потребность побыть одному. И мне, и ей. Пока нас вполне устраивает подобный формат управления предприятием, хотя, на мой взгляд, разделение внутри компании должно быть более глобальным. Например, на уровне проектов. Я, допустим, полностью занимаюсь развитием франчайзинговой сети, жена – созданием учебного центра. Чтобы меньше пересекаться в мелочах и текучке. Получается как бы два бизнеса внутри одного. Пожалуй, это наиболее эффективный путь развития. Важно, что в конечном счете у нас одинаковые цели. Без этого построить семейный бизнес невозможно.

Деньги мы не делим

Татьяна и Оксана Избаш. Розничная торговля домашним текстилем. Салон постельного белья премиум-класса Brinkhaus.
Татьяна:

– Мы с сестрой ведем совместный бизнес с 2004 года. Поскольку у меня профильное образование – «торговля и менеджмент» – хотелось попробовать заняться своим делом. Формат будущего магазина обсуждали вместе с сестрой, даже это была больше ее идея. Когда в целом прописали всю концепцию, решили разделить обязанности: я занимаюсь организационными моментами, Оксана – работает в торговом зале, общается с покупателями. То есть, моя прерогатива – это документация, привлечение клиентов, внешние встречи, взаимодействие с поставщиками, а сестра берет на себя именно реализацию продукции.

Все решения принимаем только сообща. Конечно, без споров не обходится, но ведь, как известно, в споре рождается истина. Сестра видит проблему с одной стороны, я – с другой. Обсудив все нюансы, вырабатываем единое мнение. Серьезных конфликтов на этой почве у нас не бывает. Чтобы из-за бизнеса наступил какой-то разлом в отношениях или обиды друг на друга – такого точно нет. Все хотят услышать, как мы делим деньги (смеется). Да никак не делим, кому надо, тот берет и пользуется. Мы же не просто сестры, мы – близнецы, друг без друга не можем и дня прожить. А если вдруг случается поругаться, миримся уже на следующий день. Надеюсь, отношения останутся такими всегда, открою секрет - когда мы учились в старших классах, поклялись: что бы ни случилось, прощения просит тот, кто виноват. Уже прошло много лет, но клятва работает. Живем сейчас отдельно, но я часто бываю в гостях у сестры и ее мужа. Его мы, кстати, тоже иногда привлекаем к обсуждению в качестве мужского взгляда со стороны (улыбается). Наши «советы», как правило, и проходят дома у Оксаны, вдали от магазинной суеты. Обычно это выходные дни. Мы же не просто сестры, мы – близнецы, друг без друга не можем и дня прожить. А если вдруг случается поругаться, миримся уже на следующий день

Если говорить о плюсах и минусах совместного ведения бизнеса, то плюсов, несомненно, больше. Главный из них – всеобъемлющая поддержка родного человека, который не кинет, не бросит, даже если у тебя неудача. В нужный момент поддержит и будет рядом. А минусы… Ну, может быть, я, как номинальный руководитель, могла бы быть более жесткой к сотруднику, который занимал бы место сестры. Оксану я не могу «строить», но она сама взрослый человек и понимает, что только от ее усилий зависит результат. Поэтому в этом плане все в порядке. Я могу на нее полностью положиться, как будто это я сама.

В будущем нам хотелось бы развивать еще и интернет-торговлю, мы к этому сейчас идем.