Декабрь 2017

Богдан Логинов

из архива А. Румянцева

Александр Румянцев: хорошая идея стоит 10 центов

Александр Румянцев в 2016 году был признан самым активным венчурным инвестором в России. Сегодня в его портфеле около 50 проектов, в том числе проект молодого тюменского стартапера. О том, сколько составляет средний чек инвестиций, по каким критериям он отбирает бизнес для финансирования, и какие направления для стартапа актуальны в ближайшем будущем, Александр рассказал NB Life.
Александр Румянцев: хорошая идея стоит 10 центов

– Расскажите о вашем первом проекте.

– Первую сделку я закрыл в 2016 году. Это была платформа по рассмотрению заявок на финансовые продукты – A2 Finance. Проект прошел акселерационную программу фонда развития интернет-инициатив, и после этого я принял решение его проинвестировать, выкупил долю. Сегодня ресурс развивается, хотя и не так, как мне хотелось. Если изначально платформа была нацелена только на лизинг, то сейчас переориентировалась на финансовые услуги

– Окупились ли вложения?

– В этот стартап пока нет, но каждый инвестор по-своему считает оценочную стоимость портфеля. Я, например, инвестиции в тот или иной проект фактически списываю как убыток. Но если в него заходит инвестор следующего раунда, например, какой-нибудь зарубежный фонд, то я перецениваю компанию уже исходя из ее новой стоимости. Согласно этой формуле мой портфель, а в нем более 45 проектов, уже вышел из нуля, вложения окупились. Хотя срок моей инвестиционной деятельности еще очень маленький – менее двух лет.

– Насколько я знаю, вы хотели, чтобы до конца 2017 года у вас в портфеле было более 50 сделок. Немного не дотянули?

– Буквально на днях у меня закрываются две сделки, о которых я объявлю до конца года. То есть будет 47 проектов. Да, можно сказать, что я не выполнил свой план (улыбается). Надо более активно работать.

3 млн. руб. – максимальный чек первого транша в стартап

– Можно ли говорить о том, что венчурный рынок в России в стадии зачатия? 
– Абсолютно точно. Он находится в стадии формирования, которая затянулась уже на несколько лет. Причина простая – нет определенных правил работы на этом рынке. Каждый человек по-своему воспринимает понятия «стартап», «венчурный рынок», «венчурные инвестиции», и это, безусловно, тормозит развитие отрасли. У меня на сайте прописаны четкие требования – каким параметрам должен соответствовать проект, чтобы получить финансирование. Но никто больше на рынке так не делает. До тех пор, пока не будет четких прозрачных «правил игры», никаких прорывов не случится.

– Кто должен разработать такие правила?

– Мне кажется, сами участники рынка. Если у меня они работают, то ко мне приходят предприниматели за инвестициями. Нет правил – нет сделок. Сегодня на различных мероприятиях и площадках заявляются по две тысячи инвесторов. Но если их такое количество, в год должно быть как минимум несколько тысяч сделок. А их в 2016 году было всего 180, из которых 120 совершил Фонд развития интернет-инициатив, 15 – я. Тем не менее, рынок постепенно развивается. Когда я пришел на него, меня очень смущал термин «бизнес-ангел». Я не раз говорил, что не надо меня так называть, я – венчурный инвестор. Мой ребенок охарактеризовал бизнес-ангела так: это предприниматель, который вёл себя хорошо и отправился на небеса.

– Как я понимаю, венчурных инвесторов вашего уровня в России сегодня можно по пальцам пересчитать?

– Их, действительно, единицы, и мы все друг друга знаем. Потому что сарафанное радио хорошо работает.

– Как происходит поиск стартапов?

– Часто я сам провожу конкурсы, например, в рамках акселератора generations S объявлял собственную номинацию, ко мне пришло несколько сотен заявок, я выбрал 8 проектов и инвестировал в них. Иногда участвую с партнером в разных мероприятиях по презентации стартапов. Кроме того, в интернете очень просто найти мои контакты, можно писать на электронку: [email protected].

– Каков процент интересных вам проектов среди тех, которые вы отсматриваете?

– Бывает, приходишь на какой-то крупный форум, сотни участников предлагают свои идеи, но они сырые. В этом случае я обычно говорю: ребята, сделайте минимальную версию продукта и первые продажи, а потом уже приходите за деньгами. Идея – это, конечно, хорошо, но на мировом венчурном рынке есть негласное правило, что идея стоит 10 центов. Покажите хоть какой-то результат, чтобы заинтересовать инвестора. 80% потребности стартапа должны закрывать сами основатели, это аксиома. Поэтому если у человека не хватает каких-то компетенций, например, в маркетинге, ему лучше скооперироваться со сторонним маркетологом, за опцион, чтобы вместе наладить продажи. Если говорить о соотношении интересных/неинтересных проектов, то на том же акселераторе, который проводит бизнес-инкубатор высшей школы экономики, я стараюсь  проинвестировать один стартап из набора.

– Какие требования предъявляете к проекту?

– Самое важное – я смотрю на команду. Что она сделала, какой у неё результат. Затем анализирую идею, если меня все устраивает, прошу ребят заполнить шаблон инвестиционной презентации. В нем обозначены все вопросы, которые меня интересуют. Внимательно изучив ответы, уже могу сделать предложение, например, выкупить долю за определенную сумму.

– Кроме вас есть кто-то еще в команде?

– Да, мы занимаемся не только венчурной историей, но и другими проектами. Со мной работают финансисты, бухгалтера, юристы, менеджеры, я периодически подключаю их к тем стартапам, которым нужна помощь. Например, не каждый начинающий бизнес может себе позволить профессионального финансиста для того чтобы посчитать финмодель, и так далее, а у меня в команде уже есть такой человек. Помимо денег я еще даю людям свой бэк-офис – это очень важно. То есть в рамках проекта они могут воспользоваться услугами профессиональных юристов, которые дадут им все необходимые консультации, помогут оформить договора.

– Вы финансируете только IT-проекты?

– Да, пока это так. Мне кажется, они имеют самый большой потенциал на венчурном рынке. Если взять известные мировые компании, такие как Apple, Google, Facebook, то мы увидим, что они стоят значительно дороже традиционных бизнесов типа British Petroleum. Пять из шести крупнейших в мире публичных компаний относятся к сфере информационных технологий.

– Каков максимальный размер инвестиций, который вы готовы вложить в проект?

– Максимальный чек первого транша в стартап – 3 млн. рублей. Если проект показывает динамику и растет, могу сделать дополнительные вложения.

Сегодня на различных мероприятиях и площадках заявляются по две тысячи инвесторов. Но если их такое количество, в год должно быть как минимум несколько тысяч сделок. А их в 2016 году было всего 180, из которых 120 совершил Фонд развития интернет-инициатив, 15 – я– Откуда привлекаете инвестиции?

– Это мои собственные деньги.

– Каков процент неудачных вложений?

– По статистике, 8 из 10 компаний закрываются. Если посмотреть мой портфель, закрылось порядка 5 компаний, то есть чуть меньше 10%. Хотя бывает так, что вроде бизнес уже «накрылся», всё у них плохо, а потом – раз, предприняли определенные шаги, и пошла выручка.

– Расскажите о ваших самых удачных стартапах.

 – Мне очень нравится проект «Венчурный Акселератор». Это социальный проект, который объясняет правила работы на венчурном рынке, учит создавать с нуля технологичный стартап и привлекать инвестиции. Я сам в нём участвую как исполнительный директор. Это была для меня возможность, что называется, испытать на себе, как работает стартап. Чтобы понимать все внутренние нюансы. Можно отметить AVE EVA – это конструктор одежды. Проект инновационный: любая девушка может зайти на сайт и по своим размерам заказать идеальную юбку, платье. Сейчас я закрываю сделку по стартапу «Как правильно», основатель – 16-летний молодой человек. Это сервис по изучению русского языка для иностранцев. Очень интересный проект Reg.fm – сервис для организации нетворкинга. Я инвестировал в него 500 тысяч рублей при оценке всего бизнеса в 5 млн. руб. Через год стартап профинансировал инвестор следующего раунда, оценив его в 30 млн, а еще через полгода – третий, стоимость проекта выросла до 100 млн. рублей. Основателю 23 года, живет в Набережных Челнах. Он уже создал компанию, которую оценили в такую круглую сумму. Если бы он пошел работать на завод, то при зарплате в 35 тысяч рублей не заработал бы этих денег и за всю жизнь. Мне вообще кажется, стартап-движение в России набирает обороты, с каждым годом проекты становятся более зрелыми и понятными.

– Есть ли у вас стартапы из Тюмени?

 – Конечно, GrapTil – онлайн-агентство недвижимости, которое создал старшеклассник Данил Шушарин. Собственнику предлагается полный пакет услуг агентства недвижимости, но, в отличие от обычных агентств, на услугах риелтору здесь можно сэкономить в 4-6 раз.

– Каков средний возраст современных стартаперов?

– Это молодой человек в районе 30 лет. Мне в принципе больше нравится работать с молодежью, я присматриваюсь к ребятам 20-22 лет, у них интересные идеи.

– Как вы думаете, какие направления для стартапа могут быть перспективными в ближайшее время?

– Я очень внимательно смотрю на экологичные проекты, их очень мало на рынке, и пока в моем портфеле нет ни одного. Но, думаю, тема актуальная. Второй вектор - IT-конструкторы. Очень современный тренд. Это могут быть конструкторы одежды, сайтов, приложений, курсов и т.д. Я с интересом отслеживаю такие стартапы.