Апрель 2017

Это все , что останется после меня...

Обычно археологи делают вывод об уровне изучаемой культуры по ее материальным остаткам. По вещам, сделанным людьми, лучше всего понимаешь, какими они были, о чем мечтали и к чему стремились. Именно поэтому, решив проанализировать уровень производства в нашем регионе, мы решили ограничиться только выпуском изделий, которые долгое время остаются в пользовании. Конечно, продукция пищевой промышленности всегда востребована, но она исчезает как материальный объект, проходя повторную переработку человеческим организмом.
Аркадий Кузнецов ТюменьАркадий Кузнецов,
обозреватель NB   

Производство, которое было нами исследовано, располагается в пределах областной столицы и Тюменского района. Это важнейший промышленный центр региона, где работает около 60 предприятий, которые можно отнести к тяжелой и легкой промышленности. Попробуем выяснить, насколько уникальной и узнаваемой является их продукция.

 

Сибирские традиции                                                      

Для ответа на этот вопрос обратимся к истории, ведь успешность производства зависит и от того, насколько глубоко оно укоренилось в традициях. Тюмень была форпостом освоения Сибири, которая долгое время поставляла в метрополию пушнину, поэтому здесь вполне логично появилась ее переработка, а затем – производство изделий из кожи. Наследником этих промыслов была овчинно-меховая фабрика, основанная в 1859 году Филимоном Степановичем Колмогоровым. До своего 150-летия она не дожила всего год, закрывшись в 2008 году, а весной 2016 года был снесен ее административный корпус. Сейчас об этом предприятии напоминает лишь выставка в тюменской библиотеке имени Пушкина.

Особенности ведения сельского хозяйства и близость степной зоны привели к тому, что в Тюмени и окрестностях развивалось кустарное производство изделий из шерсти. Одним из самых известных товаров, которым славился наш регион, были ковры, их так и называли – «тюменские». Они упоминаются практически в каждом из «Уральских рассказов» Мамина-Сибиряка как предмет купеческого быта и даже роскоши. Ковры продолжают создавать, правда, только в Ишиме, а вот шерстяное производство индустриального уровня (камвольно-суконный комбинат) в Тюмени не выжило.

Конечно, освоение Сибири было бы невозможным без валенок – традиционной обуви, которую начали здесь носить как минимум с середины XVIII века. В Тюмени их производили конвейерным способом на основанной в 1934 году фабрике валяной обуви. До недавнего времени она находилась прямо в центре города, на улице Фабричной, но в 2003 году ее оборудование переехало в Талицу и Шадринск. Кстати, эти фабрики совокупно выпускали больше миллиона пар обуви в год, а конкурировали с ними только предприятия в Ярославле и Кукморе (Татарстан). На их фоне остальное производство, выпускавшее за год до 300 пар, считалось мелким. В Тюмени эту традицию сохраняет мастерская Светланы и Дениса Панкратовых, правда, они изготавливают валенки вручную.

7,9
тысяч тонн сетей в год производила сетевязальная фабрика в лучшие времена

К традиционным производствам Тюмени можно отнести и создание снастей для ловли рыбы, которой всегда были богаты сибирские реки. Следуя этой логике, в 1945 году здесь была основана сетевязальная фабрика, производившая в лучшие времена до 7900 тонн сетей, которыми снабжался рыболовный флот от Балтики до Тихого океана. Сначала они изготавливались из собственной хлопчатобумажной пряжи, позднее капроновое сырье стало поступать с Алтая, но не выдержало конкуренции с корейскими и японскими сетями из более дешевого полиэтилена. Правда, наследник фабрики, предприятие «Тюменьснасть», по-прежнему предлагает собственноручно изготовленные сети и готово их сделать на заказ. Вот только где их производят, учитывая, что все сетевязальные корпуса сданы в аренду под торговлю, не совсем понятно.

Зато древесина в Сибири была и остается одним из важнейших материалов для изготовления предметов быта. Тюменский фанерный комбинат до недавнего времени располагался на промышленной площадке, где занимались деревообработкой с начала XX века, но сейчас производство выведено из центра города. Также из крупных предприятий можно отметить деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь», специализирующийся на выпуске мебели, он работает с 1933 года. Правда, последнее время дела у него идут неважно: рентабельность стабильно падает в течение нескольких лет. Чуть более молодая фабрика «Заречье» также в строю и, в отличие от ДОКа, чувствует себя хорошо. Уже более 10 лет активно развивается на мебельном рынке компания «Мебель Group», расширяя географию продаж. Хороший спрос на продукцию из сибирской древесины подтверждает появление у нас немецкого завода «Шаттдекор», изготавливающего декоративные покрытия для мебельного производства.



Промышленность дореволюционная и послевоенная

Родоначальником тяжелой промышленности в нашем городе по праву может считаться судостроительная верфь. Еще в 1838 году тюменский купец Наум Тюфин заложил в Туринской Слободе корпус парохода «Основа», а первой продукцией верфи в Тюмени стал пароход «Ермак» (1854). Особым предметом гордости тюменцев может быть факт, что с этого момента началось российское судостроение в Сибири. Во время Великой Отечественной войны в состав верфи вошли производственные мощности, эвакуированные из Зеленодольска, Керчи, Ленинграда, Москвы, Рыбинска и Херсона. Она была переименована в завод № 639, а основной продукцией стали торпедные катера и понтоны. В период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Тюменском судостроительном заводе производили нефтеналивные танкеры и плавучие электростанции «Сияние Севера», готовились строить буровые платформы. Но судостроения у нас не стало. А в перечне предприятий, находившихся в Тюмени и выпускавших продукцию в годы Великой Отечественной войны, составленном по документам Государственного архива Тюменской области, напротив информации о Тюменской судостроительной верфи написано: «Требуется уточнение данных по месту нахождения предприятия».

Еще один ветеран – Тюменский станкостроительный завод, который был основан в 1899 году и начинался с литейной мастерской Андрея Григорьевича Заколяпина. Ее купил Николай Дмитриевич Машаров, который и считается основателем завода. Первый станок, между прочим деревообрабатывающий, был выпущен уже после национализации в 1928 году. В 1941 году сюда эвакуируют завод «Красный экскаваторщик» из Киева, на оборудовании которого начинается выпуск минометов, снарядов и гранат. Кстати, два станка, изготовленные в Тюмени, отправились в лабораторию Курчатова, так что в создании атомной промышленности наши земляки тоже участвовали. В 2007-м завод переехал на новую производственную площадку (район Гилевской рощи), и сайт предприятия утверждает, что он до сих пор выпускает 18 моделей деревообрабатывающих станков. К сожалению, лично проверить эту информацию не удалось.

Уже из сведений об этих предприятиях становится ясно, что мощным толчком для развития тюменской промышленности послужила война 1941-1945 годов. То, что происходило тогда в Тюмени, можно назвать индустриализацией или технологической революцией в отдельно взятом регионе. В провинциальный городок было эвакуировано из разных уголков страны 28 заводов, многие из которых остались здесь работать и после войны. Но пережить реформы 90-х удалось далеко не всем.

28
ЗАВОДОВ БЫЛО ЭВАКУИРОВАНО В ТЮМЕНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ СТРАНЫ

Например, из Киева в Тюмень прибыл завод № 5 «Цепи Галля», выпускавший один из символов Победы – знаменитый автомат ППШ. Он размещался на территории бывшей артели «Авангард» по улице Береговой, 74/36, а позднее стал Тюменским приборостроительным заводом. Именно здесь выпускали знаменитые весы с надписью «Тюмень», но до наших дней завод не дожил. В 1941 году на базе оборудования из Таганрога, Серпухова и Москвы в помещениях пивоваренного завода по улице Сургутская, 2, был образован Тюменский мотоциклетный завод. Позднее туда заселили завод автотракторного электрооборудования, эвакуированный из Калуги и Ленинграда. Завод, известный тюменцам как АТЭ, выпускал автомобильные свечи, но также прекратил свое существование. 

Завод строительных машин был создан 3 октября 1941 года на базе эвакуированных в Тюмень Одесского завода строймеханизмов и Дмитровского экскаваторного завода. После окончания войны предприятие приступило к производству бетономешалок и получило название «Строймаш» – сейчас на его месте находится торговый центр «Гудвин». Завод был ликвидирован в 2006 году, а через год снова зарегистрирован под названием «Сибстроймаш» по юридическому адресу ул. Тимофея Чаркова, 6, вместе с еще четырьмя компаниями. В уставной деятельности указано строительство, а на сайте предлагают к продаже все те же бетономешалки собственного производства.    

Нарушим установленные нами правила и вкратце упомянем тюменский завод «Пластмасс», также появившийся в Тюмени во время войны, – все-таки он работал на аэрокосмическую отрасль. Следов завода, который должен был переехать на производственную площадку в район Утешево, найти не удалось. А вот аккумуляторный завод можно назвать «везунчиком»: созданный в 1941 году, он до сих является одним из ведущих производителей в своей отрасли. Приятно, что его самая известная марка аккумуляторов называется «Тюменский медведь».

Расскажем и о медицинском производстве, которое занимает промежуточное место между пищевой и химической продукцией. Все-таки наличие таких отраслей в современной экономике говорит о высоком уровне развития технологий. Тюменский химико-фармацевтический завод тоже «дитя войны», переживший «лихие девяностые», а в 2011 году даже завоевавший звание «Лучший экспортер» Тюменской области. Есть в нашем городе аналогичное предприятие – «Фармасинтез Тюмень», организованное на базе промышленной площадки «ЮграФарм». По доступной нам информации, в Тюмени пока производят медтехнику на заводе медицинского оборудования и инструментов. Правда, одноразовые шприцы не слишком долговечный объект материальной культуры.


Говорит и показывает Север!

Еще одним стимулом развития промышленности в Тюмени стало освоение Западной Сибири в 60-х годах ХХ века. В городе расположились заводы по выпуску геологоразведочного и бурового оборудования, а также всего необходимого для обустройства месторождений. Одним из созданных тогда гигантов был Тюменский моторный завод (1963). Он производил авиационные двигатели, а сейчас занимается ремонтом газоперекачивающих агрегатов, установленных на трубопроводах. Чуть позже (1965) был организован завод «Нефтемаш», хотя он значительно меньше по масштабу. Сегодня он производит оборудование для учета нефти и воды, насосные станции, емкости и другую номенклатуру.

Вообще заводы, работающие на нужды нефтегазовой отрасли, не отличаются оригинальностью названий. Среди предлагающих схожее оборудование в Тюмени по разным адресам расположены заводы «Нефтепроммаш», «Сибнефтемаш», «Сибнефтегазмаш», «Сиббурмаш». На память невольно приходят незабвенное «няш-мяш» от Натальи Поклонской или футбольный клуб «Газмяс» из «Нашей Раши». Наверное, серьезным людям, производящим нефтегазовое оборудование, некогда думать о таких глупостях, как бренд. Но уникальная продукция всегда связана с уникальным названием, а если они делают что-то похожее, может, стоит объединиться в холдинг и дать бой «Халлибертону»? На общем фоне выделился только тюменский завод геологоразведочного оборудования и машин – сокращенно «ГРОМ». Хотя это слово лично у меня вызывает тревожные ассоциации.

Среди предприятий, включивших в свое название понятие «завод», отметим «Электрон», созданный в 1969 году на базе треста «Тюменьнефтегеофизика» и до сих пор производящий приборы учета энергоресурсов. Заводами числятся «НЕСКО», производящий тампонажное оборудование, и «экспериментальный ТюменНИИгипрогаз», выпускающий различные подогреватели. Где-то на грани со строительными организациями находятся заводы «Сибкомплектмонтаж» и «БКУ», работающие с 1974 года. Последний из них входит в структуру «Уралмаша». Конкурировать им придется с немецкой компанией «Бентек», которая уже построила свой завод в Тюмени и с 2011 года поставляет отсюда буровые установки российским заказчикам.


Новое время

Прежде чем перейти к успехам новой индустриализации, отметим, что за последние 10 лет свое производство в Тюмени разместили несколько мировых лидеров в производстве нефтяного и газового оборудования. В их числе заводы Schlumberger (2005), производящий насосы, и Baker Hughes (2014), изготавливающий кабель. Оба, кстати, с очень яркими и запоминающимися названиями.

Среди новых производств, появившихся в Тюмени в XXI веке, назовем «Трубный завод «Сибгазаппарат», как утверждается, крупнейший в УрФО производитель современных полиэтиленовых труб. В 2002 году начал работу завод «ГофропакТюмень», который тоже называют лидером по производству гофротары. Еще один вид тары, только стеклянной, выпускает с 2011 года завод «Стеклотех», производственная мощность которого составляет 300 миллионов бутылок в год. В 2012 году в Тюмени появились заводы по производству пенополистирола («Пенэкс»), металлочерепицы («МеталлПрофиль») и акриловых ванн (Polla).

Среди гигантов стоит выделить завод «Тюменьстальмост», открытый в 2009 году, и первый металлургический комбинат Тюменской области «Электросталь Тюмени» (2013). Вместе с ними на нужды строительства работают «Винзилинский завод керамзитового гравия», завод кровельных и фасадных материалов «ПрофМодуль», «Богандинский кирпичный завод», завод «Тюменьремдормаш» и завод модульных конструкций «Тюмень-Модуль». С оригинальными названиями проблемы есть и в этой отрасли, но только не у иностранных производителей, открывших свое производство в Тюмени – «Сибшванк», KNAUF Insulation и «Эм-Си Баухеми».

«В Тюмени, по сравнению с советским периодом, стали производить меньше товаров с высокой добавленной стоимостью. Новое производство либо работает в узком ассортименте, чаще всего нефтегазового и строительного сектора, либо выпускает полуфабрикаты».

Какой вывод можно сделать, изучив доступную информацию о тюменском производстве? Прежде всего, товаров повседневного спроса, за исключением мебели, в Тюмени практически не производится. Отметим также, что индустриализация вне зависимости от ее масштабов имеет мощное информационное сопровождение. Арифметика простая: из центра города исчезло 5-7 заводов, а появилось 60. Правда, завод заводу рознь и по производимой продукции, и по количеству работающих людей, но кто на это сейчас обращает внимание? Еще один аспект – в Тюмени, по сравнению с советским периодом, стали производить меньше товаров с высокой добавленной стоимостью. Новое производство либо работает в узком ассортименте, чаще всего нефтегазового и строительного сектора, либо выпускает полуфабрикаты. Сравните технологичность переработки металлолома в арматуру и производства кораблей или авиационных двигателей.

И, наконец, оценить реальность производства многочисленных тюменских «заводов» можно только в ходе прокурорской проверки. Часто на сайтах этих предприятий, выглядящих вполне «живыми», не указывается даже электронная
почта, а телефоны просто не отвечают.