Октябрь 2018

Валерия Абилькенова

Импортозамещение «замещают» экспортом

Тема экспортного потенциала в стратегии развития бизнеса стала основной на III Конгрессе малого и среднего бизнеса Тюменской области, который прошел в Тюмени 25 октября. О влиянии на российскую экономику «американских горок», о том, почему импортозамещение «заменили» экспортом, и стоит ли в этом направлении надеяться на помощь государства, рассуждали эксперты форума.

«Американские горки»

 Об условиях развития бизнеса в 2019 году рассказал заведующий отделом экономической теории ИМЭМО РАН, заведующий кафедрой мировой экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Афонцев. Он называет эти условия «американской горкой», которая характеризуется то взлетами, то падениями. Основная причина этой неопределенности – два раунда расширения санкций против российской экономики в 2018 году.

Сергей Афонцев_150.jpg
Сергей Афонцев

– Первый раунд (апрель) отразился на экономической статистике кратковременными провалами конъюнктурных показателей. Но в экспертном сообществе до сентября господствовала точка зрения о том, что далее все будет развиваться по сценарию 2017 года. Судя по всему, это слишком оптимистичный прогноз. В августе 2018 года в санкционной политике США осуществлен переход к другой группе обвинений, к прежним присоединилось обвинение в нарушении конвенции о запрещении химического оружия. Теперь санкционное противостояние будет развиваться по иракскому сценарию: предъявляют ультиматум – резко проседают финансовые рынки, обваливаются конъюнктурные показатели; через месяц ситуация может нормализоваться, но дедлайн по ультиматуму вновь связан с провалом. Эта «американская горка» может продолжаться несколько лет.

По мнению Сергея Афонцева, для экономических прогнозов на 2019 год показательным станет именно ноябрь нынешнего года («Мы не знаем, что произойдет в ноябре»).

Другие экономические показатели (низкие доходы населения, сотрудничество малого и среднего бизнеса с госкорпорациями, где вход на тендер не всегда связан с экономическими критериями) лишь усиливают ситуацию неопределенности. Как в этой ситуации ведет себя малый и средний бизнес? Один из примеров – приобретение оборудования. Исследования института экономической политики имени Е.Т. Гайдара показали: предпочтения предпринимателей (закупать оборудование по преимуществу производства Западной Европы) не совпадают с их реальными планами (они вынуждены обращаться в Китай, Индию).


ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ НА 2019 ГОД ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ СТАНЕТ НОЯБРЬ НЫНЕШНЕГО ГОДА


Обращаясь к перспективам выбора между освоением внешних рынков и импортозамещением, Афонцев отметил, что системные усилия по стимулированию процессов импортозамещения в российской экономике не оказали существенного влияния на экономику России. По результатам 2015 года фактический рост показателей экономисты видят в фармацевтической отрасли (2-3%). А в первом квартале 2018 года, кроме прогнозируемого роста в фармации, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, другие отрасли смогли достигнуть роста лишь благодаря экспорту. Поэтому, по мнению ведущего экономиста, выбор между двумя стратегиями развития бизнеса сегодня очевиден – экспорт.

 – Расчеты свидетельствуют о приоритетном интересе к экспортным возможностям – и с точки зрения перспектив роста отдельных отраслей, и с точки зрения государственной поддержки этого направления в последние два года: они обоснованы и отражают конкурентоспособность отдельных отраслей промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Скорее всего, это будет устойчивый и вполне оправданный приоритет, – прокомментировал ведущий экономический эксперт.

Отвечая на вопрос о том, насколько экспортный потенциал компании зависит от общего уровня поддержки бизнеса в регионе, Сергей Афонцев отметил, что это прямая зависимость. Кроме того, он подчеркнул важность не только государственной поддержки бизнеса, но и состоятельность бизнес-ассоциаций в регионе:

– Если есть эффективные бизнес-ассоциации, выходить на внешний рынок компаниям гораздо проще, поскольку они получают поддержку. К сожалению, есть регионы, где этого нет, и компания с бриллиантовой идеей сидит и блуждает в трех соснах. Это регуляторный провал и провал бизнес-среды. Если бы эта компания была зарегистрирована в соседнем регионе, давно зарабатывала бы большие деньги. 

На государство надейся, но сам не плошай 

Судя по данным департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, в Тюменской области этот тренд уловили вовремя. По словам директора этого департамента Леонида Остроумова, в 2017 году экспорт продукции в регионе вырос почти на 1 млрд долларов.

Леонид Остроумов_150.jpg
Леонид Остроумов

– В 2017 году общий объем экспорта в области достиг более 2 миллиардов 940 миллионов долларов. Это в 1,4 раза больше, чем в 2016 году, когда этот показатель составил около 2 миллиардов 52 миллионов долларов. По итогам 2017 года наблюдается увеличение экспорта произведенных в Тюменской области продуктов нефтехимии, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Экспорт изделий из древесины вырос на 34,7%, почти в два раза – экспорт промышленного текстиля, – назвал статистику Леонид Остроумов. 

Он также отметил рост числа предприятий-экспортеров: если в 2016 году на внешнем рынке работали 138 тюменских предприятий, то в 2017 году – уже 161, при этом 108 из них относятся к категории малого и среднего бизнеса.

Для развития экспортной деятельности в регионе сформирована соответствующая программа, в рамках которой определены ниши и разработаны дорожные карты. Создан Центр поддержки экспорта Тюменской области. Для представителей бизнеса, в том числе малого и среднего, решившего выйти на внешний рынок сбыта, организуются бизнес-миссии, оказываются услуги по сопровождению реализации проекта, проходят курсы повышения квалификации с экспертами Российского экспортного центра…


В 2016 ГОДУ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ РАБОТАЛИ 138 ТЮМЕНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ТО В 2017 ГОДУ – УЖЕ 161


– Поддержка государственных органов в развитии экспортного потенциала компании важна. Но минимизировать риски лучше, обратившись к профессионалам. Я с большим удовлетворением отмечаю, что в последние два-три года российские финансовые структуры предлагают развернутые проекты страхования экспортных контрактов, учитывая риски политические, в сфере интеллектуальной собственности, добросовестности поставщика... Я уверен, что компаниям не следует надеяться на себя в этом вопросе, эффективнее искать партнеров в финансовом секторе. В Тюменской области, я знаю, накоплен опыт по взаимодействию с такими предприятиями, – обозначил свое видение темы Сергей Афонцев.

Тюменские предприниматели избалованы

В апреле нынешнего года в регионе стартовал проект «Экспортный марафон», также направленный на поддержку предприятий, нацеленных на развитие международных связей. Его реализуют Торгово-промышленная палата и Центр поддержки экспорта Тюменской области. По словам Ольги Воллерт, директор Центра внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты Тюменской области, сегодня заключено 30 экспортных контрактов на 110 миллионов рублей, до конца года планируется выйти на 150 миллионов рублей. Основные страны-партнеры: Казахстан, КНР, Иран, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Монголия, Вьетнам, ОАЭ, Турмения… Основные отрасли – деревообработка, пищевая промышленность, нефтегазовое оборудование, производство синтетических материалов.

Ольга Воллерт_150.jpg
Ольга Воллерт

Воллерт обратила внимание на то, что тюменские предприниматели избалованы и неохотно идут на освоение новых рынков. Одних пугают неизбежные издержки и необходимость преодолевать барьеры (например, для предприятий пищевой промышленности важно внести изменения, чтобы соответствовать требованиям стран-экспортеров по упаковке или условиям хранения), другие ждут мгновенного результата («Приехал на выставку – показал свой товар, значит, экспортный договор в кармане»), третьи считают свой товар уникальным… Бывает, занимают и вовсе странную позицию: мы не будет открывать валютный счет…

Но даже на бизнес-миссиях выясняется, что завязать отношения напрямую не так-то просто: чаще всего для этого требуется создание совместных предприятий – это облегчает вход на рынок, повышает шанс попасть в число поставщиков.

– В целом у предприятий Тюменской области есть потенциал для экспорта своей продукции. Для них создана инфраструктура поддержки, однако это требует большой работы, – отметила Ольга Воллерт.