Май 2018

Богдан Логинов

из архива С. Завьялова

70 экотехнопарков появится в России

Сергей Завьялов, эксперт рабочей группы по экологии открытого Правительства РФ, директор ООО «ЭКО Технопарк» (г. Курган), курирует и деятельность по сбору и переработке твердых коммунальных отходов в Тюменской области. Проблемы экологии знает не понаслышке, поскольку работает в этой сфере уже 17 лет. NB Life он рассказал, как должны работать экотехнопарки в России, почему мусор необходимо сделать товаром, и какой успешный зарубежный опыт мы можем смело перенимать.
70 экотехнопарков появится в России
Сергей Завьялов на полигоне Гетлине, г. Рига

– Сергей, вы руководите структурой, которая называется «ЭКО Технопарк». Вообще, сегодня в России об этом начинают говорить на всех уровнях. В частности, недавно на Международном экономическом форуме в Ялте обсуждалось создание экотехнопарков на территории России. Это один из приоритетов нашей экологической стратегии?

–  Экотехнопарк – средство, а не цель. В этом плане можно вспомнить хороший опыт СССР. В каждом городе были пункты приема вторсырья, пионерами мы собирали и макулатуру, и металлолом; работала промышленность, проектные научные институты, которые разрабатывали технологии переработки отходов. Мало того, любой новый товар на этапе стандартизации в обязательном порядке включал в себя способы утилизации. До сих пор во всем мире не создано системы лучше. И госплан, несмотря на критику, был нашим основным экономическим достоянием.

– Похоже, сейчас у нас начинают появляться некоторые элементы госплана. К примеру, Минпромторг разработал Стратегию развития промышленности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства на период до 2030 года…

– Действительно, налицо бизнес-планирование, благодаря которому должно снизиться количество безвозвратно потерянного вторичного сырья, которое попадает на полигоны и ничего кроме проблем не создает. Если сегодня производится масса товаров из пластика, то ведь надо четко представлять, что через пять минут после использования этот стаканчик становится отходом. А дальше? Никто об этом не задумывался долгие годы. Хотя такие процессы должны быть четко управляемыми, иначе происходит то, что мы имеем на данное время – накопление отходов зашкаливает. Слава богу, началось хоть какое-то осмысление проблемы. Экотехнопарк должен не просто переработать мусор, а изготовить из него товарную продукцию. Проводить научные исследования, вести образовательную деятельность, готовить специалистов по обращению с отходами

– В Стратегии Минпромторга указано, что к 2030 году в России должно перерабатываться 95% отходов. Это реально?

– Не 95, а 86%. И в первую очередь, инициатива министерства направлена на промышленные отходы, как наиболее крупнотоннажные. Твердые бытовые отходы составляют всего лишь 1-2% от общего образования промышленного мусора, как говорится, почувствуйте разницу. Основной вред происходит от стоков предприятий, выбросов в атмосферу и производственных отходов. Минпромторг в своей стратегии рассматривает их как сырье для получения чего-то полезного, что должно отразиться и на развитии промышленности в целом.

А вот в качестве одного из инструментов достижения этой цели могут использоваться экотехнопарки – как некий симбиоз технологий, которые применяются в системе переработки. И для каждого региона это будут свои технологии, поскольку существует территориальная специфика образования отходов. Например, для Тюменской области это в основном нефть, буровые шламы, для южных областей – сельскохозяйственные отбросы и т.д.

В соответствии с целевыми показателями стратегии Минпромторга, образующиеся в нашем регионе промышленные отходы необходимо утилизировать или обезвреживать на 86%. Как этого добиться? Как раз подобные технологии и нужно обкатывать в экотехнопарках. Кроме того, технопарк должен не просто переработать мусор, а изготовить из него товарную продукцию. Проводить научные исследования, вести образовательную деятельность, готовить специалистов по обращению с отходами.


Сергей Завьялов на мусоросортировочном заводе в Тюмени – c Татьяной Леонгард (Аквамин Технологии), главным инженером ТЭО (Тюменское экологическое объединение) Сергеем Шишовым и корреспондентом «ФедералПресс»

– Как я понимаю, в России такие технопарки уже есть?

– Да. Один из лучших, на мой взгляд, находится в Перми – «Буматика». Я не знаю, насколько хорошо у них поставлена образовательная и научная деятельность, но переработка отходов и получение готовой продукции налажено. Есть еще несколько производственных комплексов, которые претендуют на статус экотехнопарков, в том числе и у нас в Кургане. Мы создали группу компаний, в которой каждый занимается своим видом деятельности: кто-то готовит персонал, кто-то разрабатывает нормативно-техническую документацию, кто-то занимается переработкой конкретных групп отходов. И все объединены под зонтиком экотехнопарка, то есть на территории Курганской области, и не только, мы готовы решить все задачи, связанные с экологией и утилизацией мусора, кроме радиоактивных отходов.

Вот таких технопарков в России должно быть создано 70, согласно стратегии Минпромторга, то есть практически в каждом регионе. Но кроме этого стране нужны многофункциональные мусоросортировочные комплексы, заводы по обезвреживанию отходов. Чтобы справиться со всем объемом мусора, необходимо порядка 500 новых предприятий. У нас в стране людям преподносят ситуацию так: есть проблема с мусором, и мы готовы ее решать, стоит это столько-то. А поскольку других вариантов нет, придется поднять тарифы

– Какие страны сегодня выступают «законодателями мод» по созданию технопарков?

– Японский опыт достаточно хорош, его постоянно приводят в пример. Потому что их жизнь заставляет «крутиться». Живут на ограниченной территории, а количество населения сопоставимо с Российской Федерации, это вынуждает применять идеальные природоохранные технологии. К тому же ресурсов нет, а мусор девать просто некуда.

Я наблюдал за работой экотехнопарка в Финляндии, в городе Лахти. В принципе, ничего сверхъестественного, технологии нам известны, просто там они собраны в одном месте, и один производственный комплекс решает все проблемы, связанные с отходами. Правда, у них немного другой подход к финансовой модели.  

– В чем отличие?

– Муниципалитет в Лахти организовал этот экотехнопарк с целью минимизации затрат населения. У нас в стране людям преподносят ситуацию так: есть проблема с мусором, и мы готовы ее решать, стоит это столько-то. А поскольку других вариантов нет, придется поднять тарифы. Финны смотрят, сколько отходов образуется, подбирают наиболее оптимальные технологии, которые на выходе дадут максимальную прибыль от этого. Собрали мусор, переработали, продали, и если вдруг не хватает на покрытие своей деятельности, то недостающие средства уже собирают с населения. Но, как правило, это очень небольшая сумма. По такому пути там пошли несколько муниципалитетов. Возможно, когда-то и мы переймем их опыт.

У меня есть знакомые специалисты, которые на досуге проводили экономические расчеты и выяснили, что при правильной организации системы обращения с отходами (сбор, переработка, реализация) у населения будет выгодно покупать мусор по 8 рублей за килограмм – в качестве сырья для переработки. При условии, что это сырье «перекуется» в материал для производства другого предприятия. Либо из него сделают готовую продукцию. Грубо говоря, из отходов пленки выпустят пластиковую трубу. Если все это замкнуть в систему экотехнопарков, то финский опыт уже не будет казаться фантастикой.