Сентябрь 2019

Елена Слюсарева

из личных архивов участниц проекта

Визаж в Тюмени: уроки мастерства

Сейчас в Тюмени очень модно быть визажистом. Это еще и не трудно. Для всех желающих есть самые разные курсы. Можно выбирать и по цене, и по качеству, и по программе. А еще буквально десять лет назад визаж в городе только начинал развиваться. Тогда будущим мастерам было в разы сложнее сделать выбор в пользу индустрии красоты.
Визаж в Тюмени: уроки мастерства
Чтобы стать успешным визажистом, потребуется очень много усилий, терпения, а главное – веры в себя и свое дело. Выбор визажа в качестве основной профессии, когда учились совершенно по-другому профилю, является делом рискованным. Прибыльным оно обещает стать только через определенное количество времени. Да и это вопрос удачи и собственного мастерства, которое еще нужно отточить. Героям нашего материала повезло. У них все получилось.

История успеха

Галина Лазарева_150.jpg
Галина Лазарева,
школа-студия Galamake:

– Я по образованию – артист народного танца. Всю свою жизнь находилась на сцене. И с самого детства была жутким любителем косметики. Мне часто говорят, что я еще не успела родиться, а у меня в руках уже были кисти и тени. А вообще как-то раз моя тетя (она парикмахер-модельер) позвала меня на фотосессию. Там со мной поработал визажист. И вот тогда я поняла: это точно мое. Конечно, был момент сомнений. Когда я только-только окончила первые курсы, меня пригласили на какой-то конкурс в спорткомплексе “Центральный”. Туда приехала спикер с Украины. Она занималась прическами, а мы должны были красить моделей. Мы делали этот круглый смоки с пяти утра, а ей все жутко не нравилось. Она кричала на нас, был настоящий скандал. И уже в троллейбусе я ехала и думала, зачем вообще пошла в эту профессию. Потом, правда, оказалось, что наша работа была выполнена не так уж плохо, нам просто не особо хотели платить. А я все-таки очень люблю то, чем занимаюсь уже тринадцать лет. За это время мне удалось стать трехкратной чемпионкой России, победителем региональных и международных конкурсов.

Дарья Скобелкина_150.jpg
Дарья Скобелкина,
Brow Bar «Счастье»:

– По первому образованию я – экономист. Причем, когда училась, параллельно получала вторую специальность – переводчик в сфере профессиональных коммуникаций. Работа экономистом не приносила мне особого удовольствия. И уже после того, как попала под сокращение, я поняла, что не буду работать в этой сфере. На тот момент в одном из салонов Тюмени были обучающие курсы по наращиванию ресниц. С них я и начала. Переход из одной профессии в другую – это всегда серьезный шаг. Я очень благодарна своей сестре: она стала тем человеком, который всегда верил в мои способности! И именно сестра на протяжении десяти лет оказывает колоссальную поддержку. А это ведь очень важно.

Даже не помню, честно говоря, откуда ко мне тогда начали приходить клиенты. Но тем не менее я работала и понимала, что хочу развиваться дальше. Первые работы, которые меня вдохновили, принадлежали Маше Екимовой. И по ее стопам я пошла получать образование визажиста в образовательный центр Fashion Look.

Екатерина Бугаева_150.jpg
Екатерина Бугаева,
b.rush студия макияжа
Е. Бугаевой:

– В индустрию красоты я попала двенадцать лет назад. Пошла учиться от большой скуки в декретном отпуске. У меня была не самая лучшая школа, но мне удалось познакомиться с людьми, которые мотивировали меня на дальнейшие действия. Я до сих пор отношусь к визажу с большим трепетом и каким-то безумным восхищением. У меня бабочки порхают в животе, когда я думаю про свою работу. А еще на мне сейчас лежит огромная ответственность. Я преподаватель, который выпускает большое количество мастеров. Это держит в ежовых рукавицах.

Мария Екимова_150.jpg
Мария Екимова,
студия красоты RED:

– Я и макияж связаны с детства. Я всегда красиво рисовала, а в школе начала красить своих подруг. Как-то мы были в лагере, и перед очередной дискотекой все девочки принесли мне свою косметику. Собралась целая очередь. После школы я поступила на факультет романо-германской филологии ТюмГУ. Уже на первом курсе решила, что нужно получить профессиональное образование визажиста. Есть же у нас какой-то стереотип, что диплом должен быть обязательно. После обучения сразу начала работать.    

Мастер или преподаватель?

Потребовалось несколько лет, чтобы наши героини не только добились определенных успехов, но и стали мастерами, которые обучают. И этот переход тоже был не из легких. Ведь чтобы быть успешным преподавателем, надо все же чувствовать себя профессионалом.

Галина Лазарева, школа-студия Galamake:

– Все решили за меня. После четырех лет работы визажистом я просто подумала, что пора научиться еще и прически делать. Пришла в свой учебный центр. В тот момент мой преподаватель визажа как раз уходила из студии. И в один прекрасный день она мне говорит, что завтра я выхожу за нее. У меня, конечно, сразу большие глаза и дрожащие руки. Я боялась учеников не меньше, чем они меня, наверное. Однако упрямо сидела и делала вид, что все нормально. Тогда меня все-таки убедили, что я готова, и все получилось. Сейчас у меня уже своя программа. Я стараюсь донести до учеников все, что знаю и умею сама.

Екатерина Бугаева, b.rush студия макияжа Е. Бугаевой:

– Я никогда не стремилась к преподаванию. Это случилось само собой после пяти лет работы. Мне часто звонили и спрашивали об обучении. Таких звонков было 120. Тогда и пришло решение, что пора меняться. Длительность моего курса – 85 часов, но это условно. На самом деле все может продолжаться дольше. Для меня важно, чтобы студент получил максимальное количество информации, закрепил ее на практике. Я всегда на связи со своими учениками, у них не должно создаваться ощущения, что я бросаю их или отворачиваюсь.

Мария Екимова, студия красоты RED:

– Мои работы – это талант от рождения. Я долго не знала, как научить этому. Безусловно, есть девушки, которые не умеют рисовать, но со временем добиваются определенных успехов в визаже. Нужно просто много работать. Мне же пришлось изучать анатомию лица и многое другое, чтобы начать обучать кого-то.

О том, как изменилась система обучения

Раньше в Тюмени не было ни такого количества визажистов, ни такого количества мастер-классов. Начинающим специалистам за новыми знаниями приходилось ездить в другие города. Да и вообще вся система обучения была другой. 

Галина Лазарева, школа-студия Galamake:

– Конечно, между обучением тогда и сейчас есть разница. У нас косметики-то было всего ничего, а сейчас глаза разбегаются. Начинающим визажистам в этом плане очень повезло, они просто в лепестках роз купаются. Им еще и постоянно что-нибудь дарят на конкурсах или курсах. Когда я училась, ни о чем таком речи не шло. Косметику покупала сама, и даже кисти у меня были далеко не сразу профессиональные. Помню, к нам тогда приезжал индийский базар или что-то на него очень похожее. Я пришла в Выставочный зал и купила кисти за восемьсот рублей. Только спустя несколько лет смогла позволить себе приобрести набор получше.

Самое важное – не прекращать обучение. Проходить все новые и новые курсы, ведь у каждого мастера есть какие-то свои особенности в работе. И эти фишки нужно собирать. Я до сих пор продолжаю искать что-то новое, а за плечами между тем уже более пятидесяти обучений.

Но сам рынок курсов в Тюмени немного пошатнулся. Зеленые человечки, которые только что сами обучились, тут же запускают свои курсы. И суммы-то ставят наравне с опытными мастерами. Средняя стоимость варьируется где-то между пятнадцатью и сорока пятью тысячами рублей. 

Екатерина Бугаева, b.rush студия макияжа Е. Бугаевой:

– Сегодня в Тюмени очень много курсов, которые отличаются друг от друга и по качеству, и по стоимости. Такое разнообразие связано с тем, что визаж нигде и никак не регламентируется. У нас мало действительно хороших школ. Много псевдозаведений, в которые идут за низкой ценой. В городе есть даже курсы, во время которых не показывают, как делать макияж на модели. Они просто рассказывают о нем. Какое же тут качество? Поэтому и цены самые разные. Они зависят от квалификации преподавателя, его опыта работы и достижений, от самой школы, от предполагаемого объема информации, от дополнительных возможностей (например, фото- или видеосъемки) и, конечно, от косметики. 

Мария Екимова, студия красоты RED:

– Обучение отличается в принципе. Вне зависимости от времени. Каждый мастер обучает по-своему. Визаж – дело творческое, здесь не бывает четкой стратегии. Я, честно говоря, не знаю, кто, как и за сколько обучает в нашем городе. У меня есть свой сценарий обучения и своя цена. Она складывается, во-первых, из стоимости косметики. Я обучаю только на материалах класса люкс. У меня не пройдет фокус, что сначала на дешевых кистях научимся, а со временем позволим себе хорошие. Во-вторых, в стоимость курса входит мое время. И, наконец, я обучаю только индивидуально. 


Из чего состоит «волшебный чемоданчик»

Главный вопрос, денно и нощно мучающий начинающего визажиста, касается, конечно, «волшебного чемоданчика». Первоначально каждому мастеру нужны кисти. Это то, что, условно говоря, покупается раз и навсегда. Они могут прослужить и 10, и 15 лет, но и стоят, разумеется, соответственно. В кейсе должны быть расходные материалы: тональные кремы, консилеры, пудры, румяна, помады, карандаши и туши. Это то, что постоянно заканчивается. И, наконец, сухие продукты – тени и блески, например. Их чаще всего приобретают только с выходом новых коллекций.

Галина Лазарева, школа-студия Galamake:

– Косметики всегда мало. По крайне мере, мне. Собрать чемоданчик начинающему визажисту – дело тонкое. Кто-то может позволить себе потратить 100 тысяч рублей, кто-то ограничится 50 тысячами, а у кого-то совсем маленький лимит. Например, в 15 тысяч. Разумеется, на эту сумму не разгуляться. Только кисти стоят от восьми и выше. 

Екатерина Бугаева, b.rush студия макияжа Е. Бугаевой:

– Расписывать, что должно быть в чемоданчике, не имеет смысла, потому что это лекция на моем базовом курсе, которая занимает четыре часа. Стоимость кейса может быть от 30 тысяч рублей. На чем-то можно сэкономить, но далеко не на всем. Качественными должны быть, например, тональная основа, средства для подготовки кожи, тени. В среднем кейс обойдется в 150 тысяч рублей, но стоимость можно уменьшить до той степени, пока позволяет совесть. 

Мария Екимова, студия красоты RED:

– Сумма может пугать начинающего визажиста. На чемоданчик нужно будет потратить где-то около 300 тысяч рублей. Но это очень примерно. Можно начать и с 60-70 тысяч и постепенно дополнять свой кейс. К тому же в нем есть многое, что покупается надолго. У меня вообще еще ни одна палетка не кончилась. Я их меняю только из-за выхода новых коллекций. 

Тенденции

Индустрия красоты не стоит на месте. Герои нашего материала предположили, что ждет тюменский рынок визажа в ближайшем будущем. 

Дарья Скобелкина, Brow Bar «Счастье»:

– Сегодня макияж сильно упростился. И меня удивляет то, что часто очень грязные, некачественные работы оцениваются высоко только из-за определенного пиара мастера или статуса салона. Когда обучалась я, у нас были очень сильные педагоги. Их было не так много, но все они давали качественное образование. Сегодня «преподавателей» стало слишком много. Они не дают полноценных знаний. Выпускается много посредственных визажистов, которые уверены в том, что техника не особо важна. И это не самый лучший вектор развития нашей профессии. Сейчас простой экспресс-макияж, сделанный за полчаса, уже считается нормой. Никто не заморачивается, оценок не ставит. Да и по прическам также. Чем проще – тем естественнее.

Галина Лазарева, школа-студия Galamake:

– Сейчас большей популярностью пользуется салонный коммерческий макияж. В нем не особо покреативишь. Творчество пока только для души. Элементы боди-арта или фейс-арта еще в новинку. В Москве уже продается креатив, а у нас еще нет. Но, надеюсь, и мы к нему придем и даже будем на креативе зарабатывать. 

Екатерина Бугаева, b.rush студия макияжа Е. Бугаевой:

– Эта индустрия никуда не денется. У меня какое-то время, конечно, была тревога: столько визажистов сейчас рождается и  рождается. Я и сама отчасти принимаю участие в процессе. От такого большого количества этот мыльный пузырь рано или поздно лопнет. Уже сейчас конкуренция у начинающих мастеров огромная. Клиентов все же не бесконечно много, а если их нет, нет и работы. 

Мария Екимова, студия красоты RED:

– Мне нравится, как развивается наша индустрия в Тюмени. Раньше у нас не было даже косметики – за ней приходилось ездить в другие города. Сейчас рынок перенасыщен, но клиентов хватает на всех. На мой взгляд, недостает именно качества. Мастера часто не осознают ответственности за свои услуги. Я все же за то, чтобы клиенты обслуживались не у домашних мастеров, а в студиях красоты. Мы предлагаем отличный сервис, следим за качеством выполнения услуг, их безопасностью. Ведь было очень много случаев, когда мастера неграмотно выполняли процедуры, и это приводило к печальным последствиям.