Февраль 2019

Сергей Шатохин

Монополия в российских судах

Уже не первый год Министерство юстиции РФ пытается придумать, как правоурегулировать деятельность на российском рынке юридических услуг. С 1 октября 2019 года вступит в силу новый федеральный закон от 28.11.2018 № 451 ФЗ. В чем его суть?
Монополия в российских судах
Сергей Шатохин_150 (new).jpg
Сергей Шатохин,
председатель Совета Союза
«Западно-Сибирская Правовая Палата»,
генеральный директор
ООО Консалтинговая Компания
«ПРЭФИШ»


Не защитив этот рынок от западных конкурентов при переговорах о вступлении России в ВТО, Минюст придумал сначала «адвокатскую монополию», то есть такой порядок, когда в судах интересы лиц могли бы представлять только адвокаты. Но в юридическом сообществе поднялся такой шум от этого новшества, что все эти реформы стали отодвигать и смягчать от «греха подальше». Ведь в юридических и консалтинговых компаниях нашей страны работают сотни тысяч профессиональных юристов и абсолютно понятно, что их трансформация в адвокатский статус станет весьма болезненным в социальном плане процессом.

В конце прошлого года Госдума РФ решила, что с данной работой лучше справится Верховный суд РФ, который достаточно оперативно внес свой законопроект по указанной теме на ее рассмотрение.

ВС РФ вместо «адвокатской» монополии предложил установить более демократичное право доступа к функции представительства лиц в суде – делать это смогут только лица, имеющие высшее юридическое образование или степень в юридических науках. Причем для мировых и районных судов сделано в этой части исключение, которое распространяется и на представителей лиц в силу закона (например, родителей и опекунов), арбитражных управляющих, патентных поверенных и членов профсоюзов по делам о банкротстве, интеллектуальной собственности и трудовым вопросам соответственно.

Данный Федеральный закон от 28.11.2018 № 451 ФЗ вступит в силу уже с 1 октября текущего года.