Июнь 2018

Елена Сидорова

Увеличение пенсионного возраста: неизбежное зло?

Правительство РФ предложило начать повышать пенсионный возраст в России с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и 63 года для женщин в 2034 году. Предполагается, что это позволит не только повысить пенсии, но и дополнительно сбалансировать рынок труда.

По данным соцопросов, подавляющее большинство граждан России – 92% – против реформы. А что думают об этом представители делового сообщества Тюмени?

Увеличение пенсионного возраста: неизбежное зло?

Шуркевич_90.jpg
Нина Шуркевич,
врач-кардиолог высшей категории Тюменского кардиологического центра


– Я считаю, что государство должно постепенно повышать пенсионный возраст. Без этого мы просто не выживем. Меры совершенно оправданы. Но! Наша страна не зря растянула эту реформу на 16 лет. Необходимо, чтобы каждый осознал: с 30-35 лет нужно активно заниматься своим здоровьем, иначе до пенсии можно просто не доработать. Не надо надеяться на государство, важно брать личную ответственность за свою жизнь и свое здоровье. Единственное, что может сделать государство – обеспечить доступное медицинское обслуживание и активную пропаганду здорового образа жизни. Чтобы сознание людей повернулось в сторону собственного здоровья. Понимаете, пока людям по 20 лет, они молоды и полны сил, здоровье их особо не волнует. Это нужно менять. Вот мне, например, 61 год, и я иду сдавать нормы ГТО! Необходима популяризация здорового образа жизни, спорта и активного образа жизни среди населения».

Дягилев_n_90.jpg
Роман Дягилев,
юрист:


– К увеличению пенсионного возраста я отношусь как к неизбежному злу. Этот вопрос назрел, причем назрел давно, и пенсионную реформу проводить необходимо в ближайшее время. Уже не стоит вопрос, увеличивать ли пенсионный возраст или можно как-то обойтись. Нет, к сожалению, не обойтись. Возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – у нас один из самых низких в мире, а средняя продолжительность жизни неуклонно увеличивается. В итоге мы получаем стабильное увеличение количества людей пенсионного возраста при стабильном же снижении количества работающих граждан.

Необходимо как-то бороться с этой тенденцией и если количество работающих мы можем увеличить путем миграции, то сократить количество пенсионеров вполне возможно, увеличив пенсионный возраст. В результате соотношение пенсионеров и трудоспособного населения становится более-менее приемлемым для экономики. Однако возникает другой вопрос – где будут работать несостоявшиеся пенсионеры? Ведь не секрет, что людям в возрасте старше 45 лет найти работу уже сейчас достаточно сложно. Не думаю, что вся пенсионная реформа задумана исключительного для улучшения статистических показателей, так что правительство должно позаботиться и об увеличении числа рабочих мест для тех, кто по их же планам будет трудиться до 65 лет.

Кошелевn_90.jpg
Дмитрий Кошелев,
предприниматель


– Как ни цинично это звучит, но мой проект «Инженерия судьбы», который занимается профориентацией для взрослых, от пенсионной реформы может только выиграть. Дело в том, что люди в возрасте от 40-45 лет в России особо не нужны. И если раньше их еще реально можно было соблазнить идеей как-то дотянуть 10-15 лет до пенсии, а дальше – дача/внуки, то теперь это поколение начнет изучать альтернативные варианты.

Не самый плохой из них – начать жизнь с нуля за рубежом. Например, в Германии, где дефицит квалифицированной рабочей силы составляет 700 тыс. человек. Да, сначала будет тяжело. Но к 65 годам те представители среднего возраста, кто уедет, при прочих равных условиях могут оказаться в лучшем положении, чем их оставшиеся в России сверстники. А чтобы адаптация за рубежом прошла легче, лучше начинать как раз с профориентации. Так что остается только поаплодировать решению правительства.

Нежиборскаяn_90.jpg
Нина Нежиборская,
председатель Тюменской городской общественной организации «Особый ребенок»


– Мое мнение по поводу повышения пенсионного возраста однозначное – это решение сделает бедными еще больше людей в стране. Потому что только соединив доходы пенсии и зарплаты, можно было приблизиться к реальному прожиточному минимуму…

Кабирова_n_90.jpg
Альфия Кабирова,
генеральный директор ООО «Тюменский Центр психологии»


– У меня так же, как и у большинства, эмоциональная реакция на эту реформу. Откладывала много дел «на пенсию» – возможность заниматься творчеством, например. И в этом смысле сдвиг на 8 лет меня напугал, а вдруг я не успею, мне не хватит времени на те дела, которые я отложила? Это именно эмоциональная реакция. На рациональном уровне я понимаю, что пенсионный возраст нужно повышать, но для меня оказалась шокирующей цифра – 63 года для женщин, 8 лет – это много, психологически легче воспринимается рубеж в 60 лет.

Также волнуют и другие вопросы, прежде всего – рабочие места. Они у нас создаются для молодежи, и это большая проблема. Вообще, постоянные изменения в работе пенсионной системы приводят к снижению доверия, воспринимаются как манипуляции... Сегодня – так, завтра – по-другому, послезавтра что будет? Мне бы хотелось стабильности и хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне, а с этим, к сожалению, все хуже.