Май 2018

Людмила Калинина

Заказ правительства: в каких сферах строить карьеру?

Вузы всегда играли роль социального лифта – полученные знания развивали личность, формировали широкий профессиональный кругозор, диплом гарантировал выпускнику заинтересованность работодателя. Изменилась ли картина сегодня? В каком направлении движутся ведущие вузы страны, какие специалисты будут востребованы на рынке до 2030 года, и сколько выпускников сегодня трудоустраиваются после окончания учебы? Ситуацию изучил NB Life.
Заказ правительства: в каких сферах строить карьеру?

Куда идут ведущие вузы

Миссия образовательных учреждений изменяется во времени. Университеты – флагманы высшего профессионального образования – изначально удовлетворяли потребность истеблишмента, церкви и бизнеса (в советский период государства, прежде всего) в высококвалифицированных кадрах. Деятельность вуза по обеспечению развития науки, просвещению молодежи и подготовке кадров соответствует модели «университет 1.0», и она все еще жива в сознании россиян.

Переход к модели 2.0 (исследовательский университет) был связан с заинтересованностью государства и бизнеса в технологических разработках, следствием этого стал тандем промышленности и университетской науки. В 1980 – 2000 гг. на Западе начала формироваться модель 3.0.

Алексей Боровков, профессор, проректор по перспективным проектам СПбПУ:

– В какой-то момент зарубежные университеты приходят к модели 3.0. Ее можно образно описать с помощью ситуации: встречаются два профессора и интересуются друг у друга не только тем, какие курсы лекций они читают, и над какими научными темами работают, какие статьи публикуют, но и тем, какие бизнесы они создали, сколько стартапов у каждого на счету. Т.о. университет модели 3.0 занимается еще и предпринимательской деятельностью: выходит на рынок. предлагая через организованные им малые инновационные предприятия, стратапы, spin-off’ы и spin out’ы те или иные наукоемкие продукты, высокотехнологичные и инжиниринговые услуги. Вообще задачей университета модели 3.0 становится выявление и развитие предпринимательского таланта, создание условий для того, чтобы человек направил его именно в ту научную или прикладную сферу, которой ему нравится заниматься.

Модель 4.0 (отмечу, что устоявшейся терминологии нет, поэтому скажу, что понимают под 4.0 в нашем политехническом университете) – это вуз, в котором (преподаватели, студенты, ведущие сотрудники – все вместе) могут решать задачи, которые не под силу современной промышленности. А потребность в их решении для экономики в целом велика – и вот здесь университет предоставляет свои ресурсы: современную науку, инновационные технологии и весь спектр компетенций специалистов.

Как российское высшее образование меняется в связи с требованиями времени? В 2009 – 2010 гг. среди ведущих вузов прошли два этапа конкурса на получение статуса «национальный исследовательский университет» (НИУ). Сейчас в стране 29 НИУ. 8 декабря 2011 г. Правительство РФ утвердило Стратегию инновационного развития РФ до 2020 г., которая определила, в том числе, и направления модернизации высшего образования. В мае 2013 г. Минобрнауки РФ запустило Проект 5-100. Для участия в нем по результатам открытого конкурса был отобран 21 университет, в их число вошел и ТюмГУ. Среди задач проекта: производство интеллектуальных продуктов мирового уровня, развитие взаимодействия между университетской наукой, промышленностью и бизнесом, увеличение экспорта образовательных услуг и др.

Каких специалистов ждут на рынке труда

Современная экономика опирается на инновации и цифровые технологии, целые отрасли стремятся к обслуживанию искусственным интеллектом. Все это перестраивает рынок труда – есть профессии исчезающие и новые, есть тенденция к стиранию граней между профессиями. Если ориентироваться при выборе образования и карьеры на то, что сегодня востребовано работодателями и актуальный уровень зарплаты в отрасли, то может оказаться, что через пару лет спрос на этих специалистов исчезнет. По оценкам экспертов, кадровые и профессиональные перемены до 2030 г. ожидаются в 25 отраслях. До 2/3 рабочих мест в России будут автоматизированы в течение ближайших 10-15 лет. В значительной степени это коснется профессий рутинного интеллектуального труда, таких как бухгалтер, менеджер по кредитам, статистик, логист, нотариус, аналитик и еще 51 специальности.

Александр Чулок, доцент, замдиректора Форсайт-центра Института стратегических исследований и экономики знаний (НИУ ВШЭ):

– Постепенно все переходит в кибер-физическое пространство. По скромной оценке, рынок интернета вещей к 2025 г. составит порядка 11 триллионов долларов. Когда-то инженеры чертили за кульманом, сейчас все делают на компьютере, скоро появятся нейроинтерфейсы и не нужно будет ничего делать вручную – только уметь очень хорошо думать. В Великобритании в связи с этим уже лет десять в школах проводят уроки медитации, чтобы научить людей концентрироваться и целенаправленно использовать умственную энергию, ведь им предстоит работать на устройствах с такими интерфейсами, которые позволят любым объектом управлять силой мысли.

«Жизнестойкие» профессии изменятся по содержанию. В 2015 г. Ассоциацией стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» на основе экспертных прогнозов был разработан Атлас новых профессий – подробный каталог, который описывает функционал каждой новой профессии и необходимые для нее компетенции. Также в 2015 г. распоряжением Правительства РФ утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих курсу на модернизацию и технологическое развитие российской экономики. В перечне 35 специальностей и 38 направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. В 2016 г. он был дополнен направлениями подготовки и специальностями по кораблестроению (для студентов очной формы обучения, выбравших профессию из этого перечня, установлены 3000 стипендий президента и 5000 стипендий правительства – в качестве поощрения талантливой молодежи.) 

В области добычи и переработки полезных ископаемых, например, для разведки месторождений, появляется спрос на операторов БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), инженеров роботизированных систем, инженеров-интерпретаторов данных телеметрии

Перечень, утвержденный правительством, и сколковский атлас – это хорошее подспорье для выбора карьеры. В перечне можно найти направление подготовки, а из атласа узнать, какие профессии ему соответствуют. Например, направлению «биотехнология» соответствуют такие профессии как системный биотехнолог, архитектор живых систем, урбанист-эколог, биофармаколог. Атлас содержит информацию, где можно получить базовое профессиональное образование и список потенциальных работодателей на территории РФ. Профориентационные сервисы для школьников Vuzopedia и ПрофГид по-разному оценивают востребованность биотехнологов на сегодняшний день, по отрасли зарплата молодых специалистов не превышает 20 000 руб. Но это ведь только начало! Согласно прогнозам, биотехнологии займут обширную нишу в нашей экономике: они необходимы в медицине, энергетике, производстве сырья и материалов, с/х, при решении задач экологической безопасности; они также будут влиять на модернизацию этих сфер.

Новые профессии внедряются и в традиционных отраслях. В области добычи и переработки полезных ископаемых, например, для разведки месторождений, появляется спрос на операторов БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), инженеров роботизированных систем, инженеров-интерпретаторов данных телеметрии. Задачи этих специалистов: получать с помощью БПЛА информацию о месторождениях, быстро и точно обрабатывать данные и встраивать их в существующие на предприятии добывающей отрасли бизнес-процессы. В компании «Газпром нефть», например, для разработки проектов с использованием беспилотников создан специальный технопарк. Получить базовое образование по программе подготовки «Системы управления беспилотными летательными аппаратами» можно в МАИ (НИУ), проходной балл в 2017 г. составил 64.67. Операторы БПЛА уже сейчас требуются в разных регионах РФ, зарплата на старте – от 50 000 руб.

до 80% молодежи с одним высшим образованием и без опыта работы успешно трудоустраиваются

На сайтах учебных заведений для отдельных (новых) специальностей приводится перечень региональных предприятий, где можно искать работу по профилю. Но это лишь ожидания, есть и другой путь построения карьеры, опирающийся на развитие связей между вузом и бизнесом (для выпускника он также подразумевает личные коммуникации с работодателем). Возможностей несколько: целевая контрактная подготовка, стажировка в компании с последующим трудоустройством, инициация предпринимательской деятельности с помощью программ вузовского бизнес-инкубатора. Например, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) около 20 базовых кафедр открыты при высокотехнологичных предприятиях, что позволяет науке и производству кооперироваться для разработок в сфере оптики, приборостроения и нанотехнологий. Студенты, специализировавшиеся на кафедрах, в дальнейшем трудоустраиваются в эти компании. Также в ИТМО действую два бизнес-инкубатора, технопарк и стартап-акселератор, помогая тем выпускникам, которые стремятся реализовать собственные бизнес-идеи.

Человеческий капитал

Трудоустройство молодых специалистов непосредственно связано с динамикой возникновения новых рабочих мест. Развивающиеся компании воспроизводят себя и наращивают свое присутствие не только за счет технологий, но и, прежде всего, за счет человеческого капитала, т.е. знаний, умений и навыков образованных людей. Если вуз ориентирован на решение социально-экономических задач региона, то он обеспечивает приток кадров на его предприятия.

На сайте Минобрнауки РФ приведены данные по официальному трудоустройству на 2016 г. (трудоустройство в течение года по окончании вуза). Так, в Тюмени для ТюмГУ доля трудоустроившихся выпускников, получивших 1-е высшее образование по очной форме, составляет 75%, а доля всех выпускников, трудоустроившихся в регионе вуза, – 43%; ТИУ – 75% и 35%; в Томске: ТГУ – 70% и 64%; ТПУ – 75% и 58%; в Екатеринбурге: УрФУ – 80% и 77%; УрГАХУ – 65% и 73%; в Новосибирске: НГУ – 75% и 72%; НГУЭУ – 80% и 59%; в Санкт-Петербурге: ИТМО – 75% и 80%; СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – 75% и 84%; СПбГУПТД – 75% и 76%; в Москве: НИТУ «МИСиС» – 80% и 73%; НИЯУ «МИФИ» – 85% и 90%; МФТИ – 70% и 82%. Таким образом, 70-80% (первый показатель) молодежи с одним высшим образованием и без опыта работы успешно трудоустраиваются. Второй показатель говорит о том, насколько подготовленные вузами кадры востребованы в регионе. И по Тюмени картина в данном случае не радужная. Лишь 43% в ТюмГУ и 35% в ТИУ – это сигнализирует об «утечке мозгов». Молодые специалисты по каким-то причинам мигрируют, а ведь их идеи и способности – это точка роста благосостояния региона.

Читайте по теме:

Университеты тюменской элиты

Подписывайтесь на наши группы в соцсетях:

facebook | vkontakte |  Yandex-дзен