Апрель 2018

Богдан Логинов

«Черный понедельник»: чего ждать?

Минувший понедельник уже окрестили «черным» – по аналогии с «черным понедельником» 3 марта 2014 года, когда российский фондовый рынок трясло после новости о проведении референдума по присоединению Крыма. Иностранные инвесторы справедливо ожидали санкций со стороны Запада и начали распродавать рублевые активы. Чем грозит экономике и бизнесу «биржевая лихорадка»? Об этом NB Life спросил представителей экспертного и делового сообщества.
«Черный понедельник»: чего ждать?

«Токсичные» активы 

В этот раз причиной рухнувших фондовых индексов (на 8-11%) на нашем финансовом рынке также стало расширение американских санкций. Курс доллара при этом преодолел барьер в 60 рублей, а евро – 74 рубля (сегодня утром на Московской бирже уже 64,6 и 79,8 руб. соответственно). Многие ликвидные акции к вечеру понедельника подешевели на 12-20%. Ценные бумаги «Русала» (алюминиевый гигант) и вовсе упали более чем на 50% на гонконгской бирже. Компания даже сообщила, что может объявить технический дефолт.

Своим мнением о ситуации с NB Life поделились эксперты.

Алексей Каминский_150.jpg
Алексей Каминский, 
ведущий стратег «АТОН»:

 – Нынешний раунд американских санкций – едва ли не крупнейший и самый серьезный с 2014 года, когда США начали вводить санкции против России. Попадание в список SDN крупной публичной компании с листингом на ведущих мировых биржах де-факто означает, что отныне ни одна российская компания или банк не может считать себя вне зоны санкционного риска. Причем вне зависимости от того, насколько она крупная и публичная. Стоит ожидать переоценку всего спектра так называемого «российского» риска – от валюты до бондов и фондового рынка. Поэтому мы видим такую реакцию на финансовых рынках, когда практически отвесно падают все российские активы. Так обычно инвесторы во всем мире избавляются от активов, которые вдруг стали на их взгляд «токсичными». И теперь в их глазах «токсичным» выглядит весь российский финансовый рынок.

Тем не менее, по мнению Алексея Каминского, паника рано или поздно стихнет. Правда, новые санкции означают, что теперь ко всем российским активам необходимо будет применять дисконт То есть торговаться они будут дешевле своих аналогов на других рынках, и это надолго. Дисконт будет сохраняться до тех пор, пока не встанет вопрос о возможном снятии или ослаблении санкций. Очевидно, что портфельных инвесторов в российские активы теперь будет намного меньше, и к нашему рынку будут еще долгое время относиться с опаской.

Яков Яковлев АТОН_150.JPG
Яков Яковлев,
старший аналитик по макроэкономике 
и долговым рынкам инвестиционной компании:

– В ближайшей перспективе давление на рубль со стороны инвесторов, выходящих из российских активов, вероятно сохранится. При этом довольно сложно сказать, на какой отметке рубль в итоге стабилизируется – во многом это будет зависеть о того, оправдаются или нет опасения инвесторов по поводу санкций. Думаю, существенная просадка российской валюты все-таки маловероятна – на критических отметках в «рыночный процесс» может уже вмешаться Центральный банк с вербальными или фактическими интервенциями на рынке.

К слову, Центробанк пока не видит особых рисков для финансовой стабильности России. Как заявляет председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, российская экономика должна адаптироваться к последствиям санкций.

Все будет хорошо?

Как известно, ключевая отрасль для России – нефтегазовая сфера. Отразится ли «фондовая лихорадка» на ней? По мнению аналитиков, пока нет поводов пересматривать прогнозы прибылей нефтегазовых компаний. Более того, глобально в «нефтянке» ничего не поменялось, а даже наоборот, стало лучше – нефть марки Брент торгуется около 70 долл./баррель, при этом курс рубля уже перевалил далеко за 60 рублей за доллар. Если появится ясность относительно того, что нефтяных компаний санкции не коснутся, то этот сектор – первый кандидат на закупку акций в портфель.

Юрий Маковский_o_150.jpg
Юрий Маковский, 
директор Нефтегазового образовательного центра

С подобной точкой зрения согласен и Юрий Маковский:

– Вряд ли стоит опасаться за «нефтянку». Цена на «черное золото» постепенно повышается. Стратегически покупатели газа и нефти никуда не денутся. Зарубежные сервисные технологии тоже, потому что они здесь хорошо зарабатывают. А геополитическая нестабильность и возможность локальных войн и страхов будут только подогревать цены на нефть. Поэтому с нефтегазовой промышленностью все будет хорошо!

В этой ситуации Юрия Маковского гораздо больше волнует отсутствие возможности инвестировать в новые проекты – в силу непонятной денежной политики государства.

– Несмотря на то, что со всех сторон провозглашаются лозунги о поддержке малого бизнеса, банки не торопятся финансировать предпринимателей. А поскольку молодые инноваторы не видят поддержки от власти, они либо уезжают за границу, либо начинают заниматься криптовалютой. В этом ключе очень точно о геополитическом одиночестве России высказался Сурков: «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима».

В целом эксперты осторожны в оценке дальнейшего падения курса рубля. По их мнению, в течение двух-трех недель ситуация может более и менее стабилизироваться, ожидать резкого обрушения национальной валюты не стоит.