Март 2017

Идея фикс

Идея фикс «отойти от дел молодым и богатым» – это профанация, рекламный трюк, маркетинговая уловка. Нет, конечно, что касается «молодым и богатым» – это да, хорошая промежуточная цель. Но относительно «отойти от дел» у меня лично большие сомнения.

Антон Язовских,
руководитель Института
моделирования бизнеса Мастер,
заместитель председателя
Тюменского регионального отделения
«Деловой России»
   

«Переговоры начинаются тогда, когда нет
точки нужды, а есть желание и необходимость
в перераспределении ресурсов», – Владимир Козлов,
ведущий эксперт по переговорному
сопровождению слияний и поглощений бизнеса.


Бизнес нельзя оставить, его можно лишь отпустить – передать по наследству, продать, подарить. Но тогда это уже не ваш бизнес, и более он вас напрямую не кормит. Бизнес требует постоянного участия владельца. Вопрос в правильном понимании своей роли – задавать и развивать вектор энергии и выражать его в команде. Спектр возможностей беспредельно широк: от небольшого ресторана, который становится культовым местом города и составляет достойную конкуренцию именитым и лощеным сетевым форматам, до ныне крупной компании, вгрызающейся в федеральный, а затем и в международный рынок. Но и там, и там владелец находится в сердцевине бизнеса и является его основным нервом. Он постоянно превосходит своим масштабом дело и, тем самым, создает для него потенциал развития.


Быть над процессом

Конечно, погруженность в дело совершенно не означает, что он «в случае чего» встает за барную стойку или лично разрешает спорные ситуации, выплеснувшиеся в СМИ. Это не его функционал – такое позволительно лишь ремесленнику, но не руководителю или владельцу бизнеса. «В случае чего» – это признак сбоя в качестве организации процессов и в понимании масштаба задач. В здоровом бизнесе сбои на оперативном уровне полностью перекрываются функционалом штатных сотрудников.

Безусловно, бизнес многолик. И система управления микропредприятием разительно отличается от многоуровневого механизма компании, где трудится хотя бы 100 человек. Однако и там, и там владелец дела просто обязан организовать процесс и быть над ним – энергетически соединять функционирование с замыслом дальнейшего развития дела. Если, конечно, он строит бизнес, а не занимается осознанно любимым ремеслом, как слесарь, краснодеревщик, юрист, аудитор или дальнобойщик, например. Потому что для ремесла важнее находиться внутри системы и оттачивать до предельного совершенства технологию и продукт; с точки зрения бизнеса – это позиция наемного человека, находящегося внутри системы.

Когда начинающий предприниматель готовится к переговорам с потенциальным инвестором или стратегическим партнером, его часто волнует сохранность идеи, безопасность его дела: «не уведут ли, не отожмут ли меня». А связано это с тем, что он пока не осознает принципиальной разницы жизненных позиций руководителя и владельца. В моей практике зрелые инвесторы, видя достойный проект и внушающую доверие команду, спрашивают: «Вы готовы сами заниматься этим в полной мере?». Им нужны руководители – исполнительные директора, которые обеспечат постановку и шлифовку бизнес-процессов, которые займутся тактическим и оперативным уровнем работы. Только тогда они готовы инвестировать капитал и время.

«Я видел не раз, как, не понимая особенности позиции инвестора, владельцы отходили от своего дела в надежде на будущие дивиденды. И дело за год-два загибалось, начинало генерировать убытки».

Итак, если руководитель бизнеса занимается организацией ресурсов, то владелец или инвестор занимается их перераспределением. То есть первые делают лучшее из того, что есть в распоряжении, а вторые – привлекают лучшее, в том числе, новые возможности, чтобы нарастить базу для первых. Вспомните хотя бы расхожее выражение Стива Джобса «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать». Это отражение позиции владельца, четко разграничивающего активность внутри компании и развитие поля возможностей бизнеса. Безусловно, и в организации ресурсов, и в их перераспределении мы идем к приумножению, но во втором варианте исчезают рамки компании – бизнесом становится рынок или даже несколько взаимосвязанных рынков. Ровно так и создаются прорывные компании, меняющие привычный облик реальности. Так, например, еще в 1945-м возникла идея сетевого маркетинга, в 80-х – идея массового доступа к рынку валют, в 1989-м с легкой подачи британского First Direct появились онлайн-банки, а созданный в 2003-м сайт Facemash стал прародителем крупнейшей современной социальной сети. В наши дни сотовые операторы превращаются в мощные финансовые компании, а крупнейшие банки пытаются освоить рынок недвижимости. Это работает мозг предпринимателей, владеющих бизнесами, а не исполнительных директоров. Их задача – поддерживать своей личной энергией постоянную эволюцию бизнеса.


Характер собственника

Осталось разобраться с тонкой гранью между владельцем и инвестором, ведь это не синонимы. И она не там, где ее обычно ищут. В некоторой степени ее даже нет. Инвестор – это тоже владелец. Но специфический. Одни владеют мебельными производствами, и их продукт – мебель, другие владеют заправочными станциями и, их продукт – топливо с хорошим настроением, а продукт владельца инвестиционного бизнеса – капитал. В каждом случае необходимо задать вектор развития, выстроить систему, в каждом случае важно реализовать и функцию владельца, и функцию исполнительного руководства. Везде свой рынок, свой потребитель, свои поставщики и партнеры. А по поводу литературного «инвестора», который «под шум соленых лазурных волн потягивает прохладный фреш и управляет финансами с планшета», так тут все просто. Забудьте. Это ремесленник, а не инвестор. Он даже не бизнесмен, а ключевое лицо оперативного бизнес-процесса по управлению своими ресурсами, вложенными в финансовые рынки.

Я видел не раз, как, не понимая особенности позиции инвестора, владельцы отходили от своего дела в надежде на будущие дивиденды. И дело за год-два загибалось, начинало генерировать убытки. Очень болезненный процесс и для хозяина, и для коллектива. Бизнес – живая субстанция, он имеет характер, и это характер собственника. Дело принадлежит нам ровно настолько, насколько мы принадлежим ему. Уходя из прямого участия в деятельности компании, жизненно важно сохранять контроль вектора и темпов его развития – динамика финансовых показателей, динамика эффективности использования капитала, соответствие рыночным возможностями и угрозам, настроения ключевых лиц. Иначе вы просто портфельный инвестор, рантье. Тогда ваши риски полностью вне вашего контроля, и это, признайтесь, не ваше дело.

Итак, идея «отойти от дел молодым и богатым» – это всего лишь продающий трюк авторов и бизнес-тренеров. Но это одна из полезнейших уловок, которая способна перенастроить мозг человека дела с волны ремесленника на волну владельца, с волны исполнителя на волну генератора идей, решений и процессов. Лишь после такой перенастройки переговоры с инвесторами срастаются, а идея получает шанс стать бизнесом.