Июль 2018

Анна Борисова

предоставлены организаторами

Партнерский материал

Бич предпринимателей – незнание языка

Чего не хватает российскому бизнесу, чтобы выйти на мировую арену, как нашу страну воспринимают международные партнеры и где брать кадры, чтобы не проиграть научно-техническую революцию – эти и другие вопросы в рамках форума InnoWeek-2018 обсудили в Тюмени представители крупнейших в России IT-предприятий.
Бич предпринимателей – незнание языка

Сразу после открытия мероприятия акулам отечественной инновационной сферы, в роли которых выступили представители Cognitive Technologies, Softline, Group-IB, Фонда развития интернет-инициатив, журнала THINKING CITIES, предложили порассуждать над тем, как создать международный IT-продукт. Тюменскую область представлял замгубернатора Вадим Шумков.

Вадим Шумков_900.jpg
Вадим Шумков, заместитель губернатора Тюменской области

Кого бы запустить на Луну?

Традиционно первый вопрос был адресован принимающей стороне и касался местных проектов, которыми можно гордиться настолько, чтобы отправить на Луну. По мнению Вадима Шумкова, таких наработок в регионе достаточно, а выделять кого-то одного негуманно. А вот то, что в последнее время в Тюменской области пересмотрели отношение к субсидированию и грантам – факт. Давать деньги нужно не за одну только идею, а за прожекты, которые имеют общероссийский или международный масштаб технологии. А заодно и прослеживать их судьбу. Изменилась и точка зрения на технопарки – они должны превращать стартапы в законченные компании, а не только заниматься инновационной политикой.

– Сегодня стало понятно, что произвести продукт не проблема. Главная проблема его продать. И государство должно сформировать спрос на инновацию. Ребята создадут все, что необходимо. Нужно, чтобы это покупалось. Создавать надо бизнес и технологии, которые могли бы работать на российском и международном рынке, – резюмировал замгубернатора.

Ольга Ускова_900.jpg
Ольга Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies

Что нужно для международной арены?

О том, что нужно делать стартаперам для выхода на глобальный рынок, рассказала генеральный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова. Давать деньги нужно не за одну только идею, а за прожекты, которые имеют общероссийский или международный масштаб технологии. А заодно и прослеживать их судьбу

– Два года назад мы стали глобальной компанией. Да, 20 лет до этого не могли и вот стали. Сегодня входим в тройку компаний по созданию мозгов для автомобилей. И по своему опыту я скажу, что сейчас здесь вы проходите первую стадию. Вам дали возможность создать прототип продукта. Без него на международном рынке делать нечего. Когда же у вас появится модель, которую можно посмотреть, пощупать, а еще лучше, чтобы она уже была внедрена в России, у вас будет совсем другая жизнь. Как я понимаю, в Тюмени этот прототип сделать можно, – уверена Ольга. 

Однако многих на пути к покорению мирового рынка тормозят три простые вещи. Бич предпринимателей – незнание иностранных языков. Хотя бы английского. При этом словарный запас должен быть больше чем у Эллочки-людоедки. Нужно не просто уметь изъясняться, но и по возможности поддержать эмоцию, пошутить. Еще одна проблема – боязнь самостоятельно представиться на крупных международных выставках.

– Это не дороже, чем на Петербургском международном экономическом форуме, где выставить стенд стоит порядка 10 тысяч долларов. Если собираетесь раскручиваться, у вас за год должно быть минимум пять таких выходов, – посоветовала Ускова.

И добавила, что еще одним затруднением является отсутствие коммуникации в социальных сетях. Самый простой вариант – завести страничку в англоязычном FaceBook. Это совершенно бесплатно и весьма эффективно. 

На тюменской площадке при осмотре выставки стартаперов Ольга Ускова отметила три проекта, которые готовы для презентации на мировом рынке, а еще в одно ноу-хау она готова лично вложиться.

Когда язык друг

Абсолютно все спикеры согласились с тем, что самый слабый орган российского бизнеса – это язык. Причем как в прямом, так и в переносном значении. Предприниматели не только не всегда умеют говорить на английском, но иногда даже на русском. Еще одним затруднением является отсутствие коммуникации в социальных сетях. Самый простой вариант – завести страничку в англоязычном FaceBook. Это совершенно бесплатно и весьма эффективно

– Русские люди – прекрасные инженеры и в целом могут решить любую проблему. Но они элементарно не умеют работать с клиентом. Многие проекты банкротятся, потому что никому не нужны. Инженеры делают отличный продукт, но не могут представить его на рынке. Нужно делать простые понятные всем вещи. И, конечно, мешает язык. К примеру, наш фонд проинвестировал 400 проектов, а экспортирует только 15. Потому что английского языка не знает никто, – подтвердил управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев.

Почему бы тогда не устроить ликбез? Оказывается, курсы в Тюменской области есть, и совершенно бесплатные. На базе местного технопарка ежегодно проходит курс по английскому языку, рассчитанный на 120 человек, а с недавних пор здесь обучают еще и китайскому. Главной проблемой является набор, не хватает внутреннего спроса – развел руками Вадим Шумков.

– Внутренний спрос нужно формировать. Сейчас в мире период научно-технической революции. Уже в тренде не IT, а RT. Это повальная роботизация. Если вы не будете в этом во всем участвовать, останетесь на втором плане. У вас просто не останется времени на формирование внутреннего запроса, – обратилась Ускова к предпринимателям.

Зачем мне орден? Я согласен на медаль

Нужен ли вообще предпринимателям международный рынок, когда можно работать и на своем? В этом вопросе эксперты были единодушны.

– Если продукт не экспортируется в высококонкурентные страны, он получается очень плохим. Нужно конкурировать с сильными игроками. В нашей индустрии это Израиль и Америка. В России есть продукты, которые за рубежом никто не купит. Наглядный пример – российские автомобили. Они не конкурируют на международном рыке и не рассчитаны на экспорт. Хотите хорошую продукцию, делайте так, чтобы она выходила на зарубежный рынок, – озвучил свою позицию основатель компании Group-IB Илья Сачков. 

– Что касается автомобилей. У каждой страны должна быть своя специализация – то, что у нее получается лучше всего. Я думаю, у России это оружие, добыча и переработка углеводородов, агропроизводство и глубокая переработка, а также IT, – парировал Вадим Шумков.  

Однако, как бы ни спорили спикеры, вопрос о том, нужен ли нам зарубежный рынок, не стоял.

Какую страну выбрать?

Тогда возник новый вопрос: а нужны ли мы миру? Как относятся к нашим предприятиям иностранцы и куда ехать с проектами?

Илья Сачков_150.jpg
Илья Сачков,
основатель компании Group-IB:

– Мы выбираем те страны, где клиент проще нам открывается. Когда же появляются дополнительные деньги, можно рассматривать приоритетные рынки развития. Для нас это Америка, как бы сложно там ни было, и Великобритания, потому что это финансовый хаб. Сейчас и Сингапур, поскольку там тоже финансовый хаб. В Китай можно идти, когда у вас уже есть стабильный продукт, который сложно повторить. И при этом с китайским партнером, которого вы очень хорошо проверили. Заходить туда с прототипом – огромная ошибка. В Китае есть такое выражение, что если вы сидите за столом переговоров и не знаете, кто лох, то лох это вы. 

Сергей Негодяев_150.jpg
Сергей Негодяев,
управляющий инвестиционным портфелем
Фонда развития интернет-инициатив:

– Что касается Китая. Если у тебя нет технологии, завтра не будет продукта и рынка. Там очень быстро все повторят. Если у тебя есть технология, то просто нужно быть быстрее наших китайских партнеров. Вы в курсе, что раньше все ездили в Кремниевую долину, а сейчас вся Кремниевая долина едет в Китай? Зарплата у разработчиков там в 2,5 раза выше. Все инженеры едут в Китай, и технологический центр будет в Китае. Там работать сложно, но, тем не менее, какие-то подходы туда делать нужно.

Руслан Белоусов_150.jpg
Руслан Белоусов,
генеральный директор
группы компаний Softline:

– Как нас воспринимают в мире? Это зависит от рынка. Мы работаем в Латинской Америке и Юго-восточной Азии. В этих регионах нет скепсиса по отношению в России. В Латинской Америке очень благожелательная атмосфера. В Азии на нас смотрят больше как на экзотику. Отторжения никакого нет.